Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: Лексикология. Использование фразеологизмов в речи.
Подготовила урок русского языка в 6 классе
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №48 г.Тюмени
Панченко Е.П.
Слайд 2
… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г. Белинский
Слайд 3
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
phrasis (фразис)
выражение
оборот речи.+ logos
(логос)
слово
учение
Слайд 4
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, имеющее своё значение.
Значение фразеологизма не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску.
Слайд 5
Практическая работа
Слайд 6
Найдите фразеологизмы в тексте
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слайд 7
Проверь себя!
пальчики оближешь
слёзы в три ручья
уши развесили
не в своей тарелке.
покою не давал
ни в сказке сказать, ни пером описать
голову потерял от счастья
собаку на этом деле съел
одним духом отшагали
морочит голову
Слайд 8
Определите по рисункам фразеологизмы и составьте с ними предложения
Слайд 9
Найдите предложение, в котором нет фразеологизма
Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: «Я лгун».
Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Слайд 10
Проверь себя!
Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
Слайд 11
Найдите неверное утверждение
Существуют фразеологизмы-синонимы.
Фразеологизмы - свободные сочетания слов.
Фразеологизмы придают речи живость и образность.
В предложении фразеологизм является одним членом предложения.
Слайд 12
Проверь себя!
Фразеологизмы - свободные сочетания слов.
Слайд 13
Найдите фразеологизмы-синонимы
Набрать в рот воды.Пожимать плечами
Встал не с той ноги.Всего ничего
Теряться в догадках.Играть в молчанку
Витать в облаках.Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса.Из другого теста
Небо и земля.Семи пядей во лбу
В тот же миг.Сию минуту
Ума палата.Строить воздушные замки
Кот наплакал.Не в духе
Как сквозь землю провалился.Днем с огнем не найдешь
Слайд 14
Проверь себя! (Найди цветовое соответствие )
Набрать в рот воды.Пожимать плечами
Встал не с той ноги.Всего ничего
Теряться в догадках.Играть в молчанку
Витать в облаках.Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса.Из другого теста
Небо и земля.Семи пядей во лбу
В тот же миг.Сию минуту
Ума палата.Строить воздушные замки
Кот наплакал.Не в духе
Как сквозь землю провалился.Днем с огнем не найдешь
Слайд 15
Найдите фразеологизмы-антонимы
Бить баклуши.Сидеть сложа руки
Душа в душу.Чуть свет
С гулькин нос.Как звезд на небе
Играть первую скрипку.Последняя спица в колесе
Рукой подать.Как кошка с собакой
Восходящая звезда.За тридевять земель
На ночь глядя.Угасшее светило
Не покладая рук.Как сквозь землю провалился
Как из-под земли вырос.Засучив рукава
Слайд 16
Проверь себя! Найди цветовое соответствие.
Бить баклуши.Сидеть сложа руки
Душа в душу.Чуть свет
С гулькин нос.Как звезд на небе
Играть первую скрипку.Последняя спица в колесе
Рукой подать.Как кошка с собакой
Восходящая звезда.За тридевять земель
На ночь глядя.Угасшее светило
Не покладая рук.Как сквозь землю провалился
Как из-под земли вырос.Засучив рукава
Слайд 17
Шуточные вопросы
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
Есть ли ноги у газеты, книги, журнала?
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
В каком фразеологизме насекомое превращается в млекопитающее?
Слайд 18
Шуточные вопросы. Проверь себя
Бежать со всех ног.
Есть, когда их держат вверх ногами.
Знать как дважды два.
Делать из мухи слона.
Слайд 19
Итоги урока
Я знаю.значение термина «фразеологизм».
отличие фразеологизма от свободного словосочетания.
.
Я умею.давать толкование фразеологическим оборотам.
подбирать фразеологизмы-синонимы.
подбирать фразеологизмы-антонимы.
находить фразеологизмы в тексте.
составлять предложения с фразеологизмами.