Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Методические рекомендации по выполнению задания № 25 в ЕГЭ по обществознанию
Слайд 2
Задание № 25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
Слайд 3
Что проверяет задание № 25 ?
1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков);
2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).
Слайд 4
Критерии проверки ответа на задание № 25
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия –2 балла
Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Максимальный балл - 3
Слайд 5
Что значит правильное раскрытие понятия?
выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его (не требуется научное понятие!)
В качестве существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.
Слайд 6
если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)
Слайд 7
Что это? Какое это? Для чего это?
Норма права – это общеобязательное формальное правило поведения, установленное государством, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей каждого участника и закреплённое в законодательных актах.
Слайд 8
Задание № 25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
Слайд 9
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса творческий характер мышления, например: Особенности мышления человека позволяют ему выходить за рамки привычных представлений, предлагать идеи, не имеющие аналогов.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее творческий характер мышления.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Слайд 10
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.
Слайд 11
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: конституционный строй – это система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о разделении властей в РФ, опирающейся на знание курса, например: Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и др.);
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса действующий в РФ принцип идеологического многообразия, например: В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Слайд 12
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
Слайд 13
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)
Слайд 14
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.
Слайд 15
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: истина – это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.
(Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.)
Слайд 16
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм
Слайд 17
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Социальная норма – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах социальных норм, опирающейся на знание курса, например: Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и др.;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальных норм.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса всеобщий (универсальный) характер социальных норм, например: Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса всеобщий (универсальный) характер социальных норм.)
Слайд 18
Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
Слайд 19
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества
Слайд 20
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма правления»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных формах правления, и одно предложение, раскрывающее признаки любой формы правления.
Слайд 21
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией об основных формах правления, опирающейся на знания курса, например: Основные формы правления- республика и монархия.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об основных формах правления.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса признаки любой формы правления, например: Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса признаки любой формы правления.
Слайд 22
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.
Слайд 23
смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности
Слайд 24
Удачи
на экзамене!