Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок 1.1. Что такое география (§1)
Слайд 2
Цель
Формирование представления о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых занимается география.
Слайд 3
Задачи урока
1. Рассмотреть спектр наук о природе.
2. Познакомить обучающихся с географическими науками.
3. Раскрыть причины многообразия географических наук.
4. Сформировать представление о значении географии как науки.
Слайд 4
Содержание урока.
1. Возникновение географии как науки.
2. География в древности.
3. Развитие географии на современном этапе.
4. Отличия древней и современной географии.
Слайд 5
Понятия и термины
География, наука.
Персоналии
Эратосфен.
Слайд 6
О чем идет речь в этой загадке?
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
Кто первый увидел Землю из космоса??
Слайд 7
Вспомните
Какие науки изучают Землю?
Зачем человеку необходимо изучать Землю?
3. Когда возникла география как наука?
4. Чем отличается современная география от географии древности?
Слайд 8
Как вы думаете ?
Могла ли наука география получить другое название?
Слайд 9
..
.География.
..
Древняя
Что означает
слово география?
Современная
Гео –земля
Граф - описываю
Первые мореплаватели
описывали
Физическая
Картография
Социально-экономическая
землеописание
Эрастофен
собрал описания
и написал
книгу «География»
Древо
географических наук
На какие вопросы
отвечают
современные географы?
На какие вопросы
отвечали
древние географы:
Как это устроено?
Почему это происходит?
Прогнозирует
Что это такое?
Где это расположено?
Слайд 12
Название науке дал …..
Карта Эрастофена
Эратосфен Киренский
(ок. 276–194 гг. до н. э.)
Древнегреческий математик,
астроном, географ и поэт
Слайд 13
Тематический практикум
Работа с учебником
Наука география помогает ответить на многие вопросы. С помощью ключевых слов из параграфа составьте вопросы, на которые найдите ответ с помощью дополнительных источников информации. Укажите использованный источник географической информации.
Что такое
Ответ:
Источник:
Почему
Ответ:
Источник:
Где находится
Ответ:
Источник:
Что будет, если
Ответ:
Источник:
Слайд 14
Дополните схему
Что изучает география
С помощью чего
Зачем изучает
Слайд 15
Что же мы будем изучать в 5 классе?
Землю и ее изображения.
Историю географических открытий.
Материки Земли.
Путешествия по планете Земля.
Природу Земли.
Слайд 16
ДОМА.
Параграф 1
Подготовиться к тесту.
Слайд 17
Тест
1. В переводе с греческого языка слово «география» обозначает
а) землепользование
б) землеописание
в) землеустройство
2. Наука география возникла
а) более 2 тыс. лет назад
б) более 1 тыс. лет назад
в) 100 лет назад
3. Основателем географии был древнегреческий учёный
а) Птолемей
б) Пифагор
в) Эратосфен
Слайд 18
4. В своей книге «География» Эратосфен рассказал о природе стран, лежащих на берегу
а) Чёрного моря
б) Северного моря
в) Средиземного моря
5. Древняя география занималась
а) изучением научных гипотез и теорий
б) описанием природы и занятий народов открытых земель
в) организацией экспедиций в труднодоступные районы
6. В науке географии термин «белые пятна» означает
а) территории, неизвестные человеку
б) пустыни, нанесённые на географическую карту
в) территории, покрытые снегом
Слайд 19
7. Современная наука география занимается
а) описанием открытых и известных земель
б) изучением законов, по которым живёт планета Земля
в) обеспечением человечества всем необходимым
8. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к физической географии.
а) море
б) белка
в) электрический ток
г) атмосфера
д) полезные ископаемые
е) книга
Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
Слайд 20
Дополнительно
Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое.
Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.
Слайд 21
19 июня мы имеем полное основание отмечать как День Географии – в 240 году до н.э. греческий, вернее, эллинистический ученый Эратосфен в день летнего солнцестояния (тогда он приходился именно на 19 июня) провел удачный эксперимент по измерению окружности земли. Более того, именно Эратосфен ввёл в обращение термин «ГЕОГРАФИЯ».
Слайд 22
1. Эратосфен знал, что в городе Сиене в полдень 21 или 22 июня, в момент летнего солнцестояния солнечные лучи освещают дно самых глубоких колодцев. То есть в это время солнце располагается строго по вертикали над Сиеной, а не под углом. (Ныне город Сиена называется Асуан).
2. Эратосфен знал, что Александрия находится севернее Асуана примерно на той же долготе.
Слайд 23
В день летнего солнцестояния он, находясь в Александрии, по длине теней установил, что угол падения солнечных лучей равен 7,2°, то есть Солнце отстоит от зенита на эту величину. В круге 360°. Эратосфен разделил 360 на 7,2 и получил 50. Таким образом, он установил, что расстояние между Сиеной и Александрией равно одной пятидесятой окружности Земли.
4. Затем Эратосфен определил фактическое расстояние между Сиеной и Александрией. В те времена это было непросто сделать. Тогда люди передвигались на верблюдах. Длину пройденного пути измеряли в стадиях. Караван верблюдов обычно проходил около 100 стадий в день. Путешествие из Сиены в Александрию занимало 50 дней. Значит, определить расстояние между двумя городами можно следующим образом:
100 стадий x 50 дней = 5 000 стадий.
Слайд 24
5. Поскольку расстояние в 5 000 стадий равняется, как заключил Эратосфен, одной пятидесятой окружности Земли, следовательно, длину всей окружности можно вычислить следующим образом:
5 000 стадий x 50 = 250 000 стадий.
6. Длину стадии сейчас определяют по-разному; согласно одному из вариантов, стадия равна 157 м. Таким образом, длина окружности Земли равняется
250 000 стадий x 157 м = 39 250 000 м.
Чтобы перевести метры в километры, нужно разделить полученное значение на 1 000. Окончательный ответ — 39 250 км Согласно современным вычислениям, длина окружности земного шара равна 40 008 км.
Слайд 25
Алгоритм проведения практической работы.
1. Внимательно прочитайте задание практической работы.
2. Составьте план работы по выполнению практической работы.
3. Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.
4. Проанализируйте источники информации.
5. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.
6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.