Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Средняя школа № 16 – Центр образования р.п.Первомайский»
структурное подразделение «Детский сад № 18»
МАСТЕР – КЛАСС
по теме «Золотая Хохлома»
«Роспись макета разделочной доски»
подготовил старший воспитатель Дивина Ю.Е.
Слайд 2
Сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. И потому так важно знание своих корней, искусства, традиций в общем деле сохранения культуры России.
Слайд 3
Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому развитию, способствовать повышению профессионального мастерства педагогов
Задачи:
Познакомить педагогов с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
Слайд 5
План мастер – класса:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
Беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентация.
3. Объяснение последовательности росписи.
4. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для
раскрашивания.
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Слайд 6
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
Слайд 7
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии)
Иконописец Андрей Лоскут
В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района фабрика «Хохломская роспись».
Слайд 8
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 9
Вытачивание
Грунтование
Лужение
Роспись
Обжиг
Лакирование
Слайд 10
«Хохломские узоры и орнаменты»
Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое.
В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу.
В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.
Слайд 11
«Травка», или травная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы.
Слайд 12
«Под листок», «под ягодку» — художники занимаются стилизацией растительных форм. От «травного» рисунка этот вид отличается более крупными мазками, что превращаются в овальные листья, а круглые ягодки ставятся тычком.
Слайд 13
«Пряник» — так именуют геометрическую фигуру, вписываемую в квадрат либо ромб, в середине такой фигуры солнце. Особенность такого орнамента в кажущемся движении узоров.
Слайд 14
«Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков.
Слайд 15
Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.
Слайд 17
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
Слайд 19
«Притча о таланте, зарытом в землю»
Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.
«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».
Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».
Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.
Слайд 20
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский
Слайд 21
Благодарю за внимание!