Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие науки, образования и культуры.
Слайд 4
1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны.
Уход государственной атеистической идеологии
Духовный подъем. Возрождение и укрепление религиозной веры и конфессиональных общин.
Буддизм Бурятии, Тывы и Калмыкии
Общины мусульман Поволжско-Уральского и Северокавказского регионов
РПЦ
Европейские общины
Слайд 5
1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны.
Внешнее выражение роста религиозных настроений.
Реставрация и строительство новых православных храмов, мечетей, дацанов, синагог, баптистских молельных домов.
1860г. Храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
5 декабря 1931г. храм взорван в ходе сталинской реконструкции Москвы.
Слайд 6
1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны.
Внешнее выражение роста религиозных настроений.
1994-1999гг.
Храм Христа Спасителя восстановлен.
Слайд 7
1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны.
Большой вклад в укрепление духовного здоровья нации внесли РПЦ и патриархи Московские и всея Руси Алексий II (1990-2008) и Кирилл (с 2009г.).
Государство нуждается в опоре на те моральные принципы, которые утверждаются в сознании и поведении верующих.
Нужно ли преподавать в школе
основы религии и если да,
то кто и как должен
этим заниматься?
Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II (1990-2008)
Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл (с 2009г.)
Слайд 8
2. Модернизация образования.
Основные направления модернизации образования в 1990-е и 2000-е годы:
1. Демократизация системы обучения и воспитания.
2. Гуманитаризация и гуманизация процесса образования
3. Компьютеризация.
4. Выработка новых критерий стандартов образования.
Слайд 9
2. Модернизация образования.
В октябре 2000г. Правительство утвердило Национальную доктрину образования в России.
Она определяла:
государственную политику в области образования;
устанавливала стратегию и основные направления развития;
доступность и бесплатность обучения в условиях единого образовательного пространства.
Слайд 10
2. Модернизация образования.
1992г. Принят закон «Об образовании»:
1. Обязательный основной уровень образования (9-летний).
2. Уровень полного среднего образования давало обучение в 10-11 классах школ и ССУЗах (техникумы, училища)
3. Появление разных типов ООУЗ: гимназии, лицеи.
4. Вместо единых учебников для всех школ стали издаваться конкурирующие учебники.
Слайд 11
2. Модернизация образования.
2012г.г. принят новый закон
«Об образовании в РФ»:
Обязательное является начальное, основное
и среднее общее образование (до 18 лет).
2. Закон установил разные формы образования: в ОО, в форме семейного образования и самообразования.
3. Введена общегосударственная аттестация: ЕГЭ для 11-классников и ГИА, сейчас ОГЭ для 9-классников.
Цель введения ЕГЭ: сделать более доступным поступление в ВУЗы для выпускников провинциальных, особенно сельских школ.
Слайд 12
2. Модернизация образования.
Реформирование высшей школы:
Двухуровневая система обучения.
1. Бакалавриат- обеспечивает массовый спрос специалистов.
2. Магистратура –формирует научно-образовательные кадры высшей школы.
Двухуровневое высшее образование принято
29 европейскими странами, подписавшими в 1999г. Болонскую декларацию.
Задание (индивидуальное): выяснить что такое Болонский процесс. Собрать информацию об участии России в этом процессе. Представить сообщением.
Слайд 13
3. Спортивные достижения.
Олимпиады конца XX -начала XXI в. показали, что Россия сохранила свои лидирующие позиции в мировом спорте (входила в «тройку» призеров).
2014г. – XXII зимние Олимпийские игры в г. Сочи –первое место в общекомандном зачете.
Хоккеисты пять раз завоевывали «золото» на мировых чемпионатах и семь раз занимали 2-3 места.
Сборная по футболу четыре раза участвовала в финальной части чемпионата мира и пять раз –европейского первенства, выйдя в 2008г. полуфинал. Команды ЦСКА и «Зент» завоевывали Кубок УЕФА.
Слайд 14
3. Спортивные достижения.
Сборная России завоевала в общей сложности 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей и заняла первое место в неофициальном общекомандном зачете.
Слайд 15
3. Спортивные достижения.
Зимняя Олимпиада в г. Сочи –
7 февраля 2014 – 23 февраля 2014 гг.
Слайд 16
3. Спортивные достижения.
Слайд 17
3. Спортивные достижения.
С 1988г. СССР начал участвовать в паралимпийском движении.
Российские паралимпийцы занимали второе место в летних Олимпиадах 1996 и 2012г.г.,
В сочинской Олимпиаде они впервые вырвались на первое место.
Лыжные гонки, дистанция 15 км сидя:
1. Роман Петушков (Россия) – чемпион.
2. Ирек Зарипов (Россия) –
2 место.
3. Александр Давидович
(Россия) – 3 место.
Слайд 18
4. Особенности развития науки.
Наиболее существенные особенности развития науки:
В РФ
В СССР
Научная мысль плюралистическая, свободная в выборе доктрин, теорий, методологий.
Активное включение науки в мировой научный процесс.
Развитие науки в рамках марксизма;
Изолированность науки, искусственная ограниченность контактов с зарубежными учеными (железный занавес).
Участие российских ученых в международных научных проектах (космонавтика, ядерные исследования).
Слайд 19
4. Особенности развития науки.
Что означает выражение «утечка мозгов? Чем она вызвана?
2010г. – создан Инновационный центр «Сколково» - первый в современной России новый наукоград.
Задачи: разработка новых технологий в наиболее перспективных и приоритетных областях: термоядерные, информационные, биомедицинские технологии, телекоммуникация, освоение космоса и т.д.
Ранее имеющиеся наукограды: Обнинск, Саровск, Королев, Троицк. Академические и университетские центры в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Ростове и других городах также характеризуются плодотворной деятельностью.
Слайд 20
4. Особенности развития науки.
Только в 2000-е годы лауреатами Нобелевской премии стали четверо российских ученых
и 3 – е родившихся в России.
№.Год.Направление.Лауреат.Обоснование
1.2000.Физика.Жорес Иванович Алфёров.«за разработки в полупроводниковой технике»
2-3.2003.Физика.Алексей Алексеевич Абрикосов, Виталий Лазаревич Гинзбург.«за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3»
4.2010.Физика.Константин Сергеевич Новосёлов.«за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена»
Слайд 21
4. Особенности развития науки.
Год.Направление.Лауреат.Обоснование.Гражданство.Комментарии
2007.Экономика.Леонид Гурвич.«за создание основ теории оптимальных механизмов».США.Родился в Москве, жил и работал в Западной Европе, затем в США
2010.Физика.Андрей Константинович Гейм.«за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена».Нидерланды.Родился в Сочи, закончил МФТИ, с 1990 года живёт и работает в Западной Европе
2015.Литература.Светлана Александровна Алексиевич.«за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».Белоруссия.Родилась в Станиславе, СССР (ныне Ивано-Франковск, Украина), живёт и работает в Белоруссии, пишет на русском языке
Слайд 22
4. Особенности развития науки.
Легенда отечественной науки: Жорес Алферов (1930-2019гг.)
Слайд 23
4. Особенности развития науки.
Достижения в гуманитарных науках.
2010г. – в Денисовской пещере на Алтае (Алтайский край) обнаружили останки древнейшего человека.
Слайд 24
4. Особенности развития науки.
Анализ генома найденных останков древнейшего человека показал, что это еще один подвид (подобно неандертальцам) вымерших людей.
Слайд 25
5. Основные тенденции развития художественной культуры.
С одной стороны
С другой стороны
С периода перестройки началось преодоление изолированности российской культуры от зарубежной.
Начался процесс освобождения культуры от идеологических пут.
Возникло единое пространство российской культуры, объединяющее литераторов, художников, музыкантов, режиссеров и актеров вне зависимости от места их проживания.
Полная ликвидация государственного финансирования
Коммерциализация литературы искусства привела к распространению произведений не отличающихся высокими художественными достоинствами.
Слайд 26
Домашняя работа.
§ 41.
Задание №2: подготовить сообщение об одном из российских ученых – лауреатов Нобелевской премии в XXIв.
Задание №3: выбрать одну из сфер духовной жизни и используя дополнительные источники информации, подготовить сообщение (презентацию). Осветить главные тенденции и достижения в избранной сфере в конце XX -начале XXI в.