Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное подразделение)
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья
Автор: Рассказова Н.В.
учитель-дефектолог
Тамбов 2019
Слайд 2
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс, в том числе и к детям с особыми познавательными возможностями. К сожалению, уровень их подготовленности не соответствует этим требованиям.
На первом этапе школьного обучения дети часто испытывают затруднения с письмом:
Неправильно или совсем не умеют держать письменные принадлежности
Быстро устает рука
Теряется рабочая строка
Не получается правильное написание букв и цифр
Ребенок не различает понятий «право», «лево», «лист», «страница», «строка»
Не укладывается в общий темп работы
Слайд 3
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.
Все это отрицательно сказывается на усвоении особого ребенка программы первого класса и вызывает необходимость организации в коррекционном дошкольном учреждении специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки.
Слайд 4
Подготовку руки к письму у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на три этапа.
I этап.
I ЭТАП
Формирование и развитие предметно-практических действий
психолог
II ЭТАП
Развитие двигательной функции и тонкой моторики рук
III ЭТАП
Формирование целенаправленных действий и обучение элементарным графическим навыкам
Слайд 5
I этап. Формирование и развитие предметно-практический действий.
Цель - преодоление хватательного рефлекса, развитие взаимосвязи речевой и моторной деятельности.
Обучение предметно-практическим действиям детей с
особыми познавательными возможностями
рекомендуется осуществлять на занятиях с
использованием материала М. Монтессори.
Работа с Монтессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их с учетом индивидуального развития ребенка и к условиям окружающей обстановки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, стаканчик, ложка, салфетка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Слайд 6
Виды упражнений:
Воспринимать свои руки
Хватать и опускать предметы
Протягивать руки к предметам
Прикасаться к предметам указательным пальцем
Ощупывать предмет
Нажимать кнопки
Нанизывать бусины
Строить башню из кубиков
Учить собирать матрешку
Учить складывать пирамидку
Правильно держать фломастер (карандаш)
Проводить вертикальные и горизонтальные линии
Рисовать одним пальцем
Собирать игрушку – конструктор
Работать с магнитами на доске
Проводить пальцем по контуру предмет
Выполнять целенаправленные действия по словесной инструкции
Слайд 8
II этап. Развитие двигательной функции и тонкой моторики рук.
Цель - развитие координации «глаз – рука» и формирование координированного использования рук.
Виды упражнений:
Расстегивать и застегивать кнопки и пуговицы
Вешать на веревочку двойные трафареты
Рисовать на песке
Выполнять шнуровку в различных направлениях
Рисовать прямые и закругленные линии
Втыкать спички в пластилин
Проводить непрерывную линию по центру дорожки сначала пальцами, а затем карандашом от начала до конца
Нанизывать бусины, чередуя их по цвету, форме, величине
Выкладывать дорожки из мелких предметов
Закрашивать контурное изображение предмета совместно с взрослым
Заполнять трафареты предметов кусочками цветной бумаги по методу мозаики
Закреплять бельевые прищепки
Примечание:
Выполнять самомассаж с помощью природного материала, зубной щетки, колечка, шарика-ежика, карандаша, колючего коврика.
Слайд 10
III этап. Формирование целенаправленных действий и обучение элементарным графическим навыкам.
Цель - формирование контролируемого движения рук и пальцев.
Виды упражнений:
Штриховать предметы в различных направлениях: слева-направо, сверху-вниз
Поводить непрерывную линию по нарисованному контуру карандашом
Рисовать круг, крест
Обводить по трафарету геометрические фигуры, предметы, буквы и цифры, закрашивать их
Резать ножницами по прямой линии, срезать углы у квадрата, прямоугольника
Превращать геометрические формы в предмет
Обводить предметы по шаблону
Обводить предметы по пунктирным линиям от стрелки плавными непрерывными движениями
Составлять с помощью трафарета предмет, состоящий из нескольких частей и изображать его
Рисовать «ниточки», «дорожки» по опорным точкам в вертикальном и горизонтальном направлении
Рисовать геометрические фигуры по опорным точкам
Учить рисовать предметы по опорным точкам (домик, дерево, солнышко и т.п.)
Рисование геометрических фигур, предварительно построенных из счетных палочек
Примечание:
Выполнять пальчиковые гимнастики по образцу и речевой инструкции.
Слайд 12
При переходе от одного этапа к другому происходит
не просто усвоение и нахождение отдельных знаний и
умений, но и качественное изменение многих
психических функций.
Подготовка к обучению письму требует особенного педагогического
воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и
заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная
творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи
взрослого.
ЗАДАЧА ДОУ состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Слайд 13
Благодарю за внимание!