Презентация - Двоеточие в разных синтаксических конструкциях

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Двоеточие в разных синтаксических конструкциях
Распечатать
  • Уникальность: 81%
  • Слайдов: 31
  • Просмотров: 4054
  • Скачиваний: 1494
  • Размер: 0.08 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 1
ДВОЕТОЧИЕ в разных синтаксических конструкциях
Готовимся к ЕГЭ

Слайд 2

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 2
1. В предложениях с однородными членами
после обобщающего слова перед однородными членами Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).

Слайд 3

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 3
2. В предложениях с прямой речью
если прямая речь стоит после авторских слов Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».

Слайд 4

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 4
3. В бессоюзном сложном предложении
если вторая часть раскрывает содержание первой (= А ИМЕННО) Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин).

Слайд 5

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 5
3. В бессоюзном сложном предложении
2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует ИЗЛОЖЕНИЕ чего-либо или описание (изъяснительные отношения) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). – смотрю и вижу ЧТО?

Слайд 6

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 6
3. В бессоюзном сложном предложении
3. если вторая часть указывает ПРИЧИНУ или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку) Печален я: со мною друга нет (Пушкин).

Слайд 7

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 7
3. В бессоюзном сложном предложении
4. если в первой части есть СЛОВА так, таков, такой, одно и т. п. Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).

Слайд 8

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 8
3. В бессоюзном сложном предложении
5. перед прямым ВОПРОСОМ, включённым во вторую часть Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)

Слайд 9

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 9
БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ
Поставьте соответствующий ЗНАЧОК рядом с ЦИФРОЙ, обозначающей номер предложения. Используйте следующие обозначения: (а именно) – И Что (изъясн.) – Ч (причина) – П Так (указ.слова) – Т Вопр.(прямой вопрос) – В

Слайд 10

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 10
1. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ
Однако пора вставать: уже без четверти шесть (П.) С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников (П.) Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20 — 30 лет? (Добр.) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму… (Л. Т.) ОТВЕТ: ПЧИВТ

Слайд 11

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 11
2. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ
Не таю, мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (Л.) Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (П.) До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурм.) Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены (П.) Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр) ОТВЕТ: ПЧВИТ

Слайд 12

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 12
3. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Гр.) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды (М. Г.) Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Л.) Я прошёл к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.) Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Т.) ОТВЕТ: ТЧИВП

Слайд 13

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 13
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ в формате ЕГЭ
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Слайд 14

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 14
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 1 в формате ЕГЭ
(1) Между Землей и Венерой много общего: планеты имеют примерно одинаковые размеры и массу, вращаются вокруг Солнца по очень сходным орбитам. (2) На этом сходство заканчивается. (3) Все остальное у планет разное: атмосфера, температура поверхности, яркость. (4) И все-таки ученые предлагают подвесить огромные дирижабли на высоте 50 км над поверхностью Венеры, чтобы проверить возможность жизни рядом с планетой. (5) Проект разбит на пять этапов: роботизированная разведка, одномесячная орбитальная миссия, одномесяч-ная атмосферная миссия, годичная атмосферная миссия, строительство и заселение венерианского города. (6) В свою очередь, известный физик Стивен Хокинг считал, что Земля может превратиться в Венеру, если не будет решена проблема парникового эффекта. (7) Он заявлял: «Когда вы в следующий раз встретитесь с человеком, отрицающим изменение климата, отправьте его на Венеру. Я оплачу проезд».

Слайд 15

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 15
ОТВЕТ
1 – БСП со значением пояснения (а именно) 3,5 – двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами. 7 – прямая речь ОТВЕТ 35

Слайд 16

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 16
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 2 в формате ЕГЭ
… (2)О его огромном значении говорил ещё древнегреческий учёный Ксенофонт: «Сельское хозяйство является матерью и кормилицей всех других ремёсел». (3) Как отрасль мировой экономики сельское хозяйство имеет определённую специфику: использование земли, растений и животных в качестве средств производства, зависимость от природных условий, сезонность работ. (4) Для обслуживания аграрного сектора экономики необходимы: дорожные организации, кредитная система, инвестиционные компании и многие другие системы и организации. (5) Выделяют две основные отрасли сельского хозяйства: животноводство и растениеводство. (6) Эти отрасли связаны с особенностями регионов…

Слайд 17

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 17
ОТВЕТ
-. Прямая речь Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. Двоеточие перед перечислением; обобщающего слова нет, но важно показать, что далее следует перечень. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. ОТВЕТ 35

Слайд 18

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 18
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 3 в формате ЕГЭ
(1) С древних времён люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Наши далёкие предки верили: у каждой реки, даже маленькой, есть свой дух-хранитель, а у больших рек, таких как Волга, их несколько. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девочка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят, что старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).

Слайд 19

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 19
ОТВЕТ
1 – однородный ряд с обобщающим словом 2,3 – БСП со значением изъяснения (что) 5 – прямая речь 7 – БСП со значением изъяснения (что) ОТВЕТ 237

Слайд 20

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 20
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 4 в формате ЕГЭ
(1) Всё: лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в ней. (2) Мы слышали, как сестра шепнула нянечке: «Скорее дайте халат». (3) «Да, это трудно: мы идём первыми», – сказал командир. (4) Он верил: его ждут. (5) Он отложил газету и сказал: «Я тебя внимательно слушаю, Лида». (6) В течение дня погода сменялась несколько раз: то светило солнце, то шёл дождь. (7) День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрович, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул: «Каштанка, пойдем!»

Слайд 21

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 21
ОТВЕТ
Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. Двоеточие перед прямой речью после слов автора. Двоеточие в БСП со значением причины (потому что мы идём первыми). Двоеточие в БСП со значением изъяснения (что его ждут). Двоеточие перед прямой речью после слов автора. Двоеточие в БСП со значением пояснения (а именно). Двоеточие перед прямой речью после слов автора ОТВЕТ 257

Слайд 22

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 22
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 5 в формате ЕГЭ
(1) В число семи чудес света входят: пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк. (2) До наших дней сохранилось только одно из этих чудес – пирамида Хеопса. (3) Причинами разрушения остальных стали различные трагические события: пожары, землетрясения, войны. (4) Например, в 226 или 227 году до н. э. обрушилась статуя «Колосс Родосский»: произошло страшное землетрясение в городе Родосе (Родос – название греческого острова и его главного города). (5) Гигантская статуя изображала Гелиоса – древнегреческого бога Солнца. (6) Гелиос был особо почитаемым божеством на острове: этот бог, по легенде, был создателем острова, вынес его на своих руках из морских глубин. (7) О гибели статуи написала поэтесса Наталья Спасина: «Металл… Какое множество металла! У статуи души не может быть! А море билось в скалы и рыдало, не в силах ту потерю позабыть».

Слайд 23

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 23
ОТВЕТ
Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова. Используется не двоеточие, а тире. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова «события». Двоеточие в БСП со значением причины во второй части (потому что). Используется не двоеточие, а тире. Двоеточие в БСП со значением причины во второй части (потому что). Двоеточие перед прямой речью (цитатой) после слов автора. ОТВЕТ 46

Слайд 24

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 24
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 6 в формате ЕГЭ
(1) Каждый человек знает: историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать. (2) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины: грустные, а порой и горестные. (3) На Бородинском поле – поле нашей славы – в 1932 году было совершено преступление: взорван чугунный памятник на могиле Багратиона, защитника национальной свободы России. (4) Ещё одна трагедия, о которой рассказал Д.С. Лихачёв: Путевой дворец архитектора Растрелли в Петербурге, спасённый во время войны, был снесён в конце шестидесятых годов. (5) Д.С. Лихачёв писал: «Пусто там, где он стоял, и пусто в душе, когда это место проезжаешь». (6) Утрата любого памятника культуры невосполнима: все они индивидуальны, связаны с той или иной конкретной эпохой, с именами мастеров. (7) Мы должны беречь: архитектурные сооружения, произведения скульптуры и живописи, предметы древности, все творения рук человеческих, имеющих ценность с точки зрения истории и культуры.

Слайд 25

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 25
ОТВЕТ
Двоеточие в БСП со значением иъяснения во второй части (знает, что…) Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. Двоеточие в БСП со значением пояснения во второй части (а именно). Двоеточие в БСП со значением пояснения (а именно). Двоеточие перед прямой речью после слов автора. Двоеточие в БСП со значением причины во второй части (потому что). Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова ОТВЕТ 34

Слайд 26

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 26
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 7 в формате ЕГЭ
(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». (2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и послышался хриплый стон. (3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (4) Но я вижу: вы недовольны. (5) По структуре простые предложения могут быть: двусоставными и односоставными, полными и неполными, распространёнными и нераспространёнными. (6) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это стало воспоминанием. (7) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме дверей, окон, в чёрных металлических решётках.

Слайд 27

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 27
ОТВЕТ
Двоеточие перед прямой речью после слов автора. Двоеточие в БСП, где вторая и третья части поясняют первую. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. Двоеточие в БСП со значением иъяснения во второй части. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. ОТВЕТ 367

Слайд 28

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 28
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 8 в формате ЕГЭ
(1) Я не ошибся: он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье, но почему-то не хотел сегодня рассказывать. (2) Два водопада, что текут рядом, были, согласно преданию, влюбленными парнем и девушкой, но не было суждено им быть вместе: жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии, расколов надвое скалы. (3) Сейчас за скалами такая картина: немногочисленные леса, горные реки, сельские просторы и разнообразные базы отдыха. (4) Отцом Гуамки был старец, который вскоре впал в глубокую печаль: он потерял единственную дочь. (5) Глядя на этот хребет, эту реку, всегда представляю их одухотворенными и вспоминаю тютчевское: «Не слепок, не бездушный лик…»

Слайд 29

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 29
ОТВЕТ
1 – БСП со значением пояснения (а именно). 2 – БСП, значение причины (потому что). 3 двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. 4 – БСП, значение причины (потому что). 5 двоеточие перед прямой речью (цитатой). ОТВЕТ 24

Слайд 30

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 30
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ 9 в формате ЕГЭ
(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

Слайд 31

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях, слайд 31
ОТВЕТ
1 – БСП, значение причины (потому что). 2 –предложение с однородными членами, двоеточие после обобщающего слова. 3 – БСП со значением пояснения (а именно) 4 – БСП, значение изъяснения (что). 5 – предложение с прямой речью 6 и 7 – БСП со значением пояснения (а именно) ОТВЕТ 367
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.