Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
"Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства, в рамках образовательной программы "Композиция прикладная"
Материал подготовила
Преподаватель МБУ ДО «Полазненская детская школа искусств Сергеева Лилия Ниясовна
Слайд 2
Дополнительная предпрофессиональная программа «Декоративно-прикладное творчество» ПО.01.УП.03 Учебная программа «Композиция прикладная»
Содержание программы
Ориентирована на
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля; система оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы
возраст учащихся 10 – 15 лет. Продолжительность освоения всей программы составляет 5 лет обучения.
Слайд 3
Содержание программы
Композиция
Программа разработана
– это творческий процесс создания произведения искусства от появления замысла до его завершения. Этот процесс основан на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла.
Программа «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессинальной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 159
Слайд 4
Цель и задачи программы
Цель
Задачи
развитие грамотного и сознательного подхода к творчеству, творческого мышления и тонкого эстетического вкуса, путем освоения учащимися теоретических и практических навыков применения правил композиции, в работах по декоративно – прикладному творчеству.
Развивающие
Образовательные
Воспитательные:.
Здоровьезберегающие
Слайд 5
Формирование универсальных учебных действий в рамках программы
Личностные
Познавательные
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов; основные виды и жанры изобразительного искусства.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выполнять рисунок по собственному замыслу.
Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.
Оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников
Одним из ведущих подходов при изучении изобразительного искусства является проблемно-диалогическое обучение. На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.
Слайд 6
Формирование универсальных учебных действий в рамках программы
Регулятивные
Коммуникативные
Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Наилучший метод организации учебной работы школьников – совместное планирование, осуществление и оценивание самостоятельной работы. На каждом занятии ребенок создаёт свой творческий продукт. Он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале, придумывает название, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; работать индивидуально, в паре или коллективно. Выражать своё отношение к результатам творческой деятельности. Участвовать в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Слайд 7
Учебно- тематический план
1 год обучения
«Формальные признаки композиции»
2 год обучения
«Типы композиции»
I полугодие
Типы композиции: замкнутая
Типы композиции: открытая
Типы композиции: симметричная
II полугодие
Типы композиции: ассиметричная
Типы композиции: статичная
Типы композиции: динамичная
Композиция портрета
I полугодие
Введение в предмет
признаки композиции: целостность
Формальные признаки композиции: подчиненность второстепенного главному
Композиция натюрморта
II полугодие
Формальные признаки композиции: динамическая уравновешенность
Формальные признаки композиции: статическая уравновешенность
Композиция пейзажа
Декоративная стилизация в композиции
Слайд 8
Учебно- тематический план
3 год обучения
«Формы композиции
4 год обучения
«Приемы и средства композиции»
I полугодие
Формы композиции: точечная (центрическая)
Формы композиции: линейно-ленточная
Формы композиции: плоскостная (фронтальная)
II полугодие
Формы композиции: объемная
Формы композиции: пространственная
Комбинация композиционных форм
Композиция сюжета
I полугодие
Приемы и средства композиции: группировка
Приемы и средства композиции: наложение и врезка
Приемы и средства композиции: членение
II полугодие
Приемы и средства композиции: формат
Приемы и средства композиции: масштаб и пропорции
Приемы и средства композиции: ритм и метр
Композиция и художественность
Слайд 9
Учебно- тематический план
5 год обучения
«Приемы и средства композиции»
Содержание программы
I полугодие
Приемы и средства композиции: контраст и нюанс
Приемы и средства композиции: цвет
Приемы и средства композиции: композиционные оси
II полугодие
Приемы и средства композиции: симметрия
Приемы и средства композиции: фактура и текстура
Приемы и средства композиции: стилизация
Ассоциативная композиция
В данный раздел входит:
Разработка каждого урока, где отражены:
Тема
Цель и задачи
Понятийный аппарат
Задание
Материалы для ученика
Материалы для преподавателя
Количество часов
Слайд 10
Содержание программы
Результатом освоения учебного предмета являются:
Формы и методы контроля
Эстетические знания
Художественно-графическиеумения и навыки
Умение использовать творческий опыт
Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Итоговая аттестация (зачет), проводится в форме просмотра творческих работ учащихся и устного опроса по теории предмета. Просмотр проводится по итогам каждого полугодия.
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Слайд 11
Методическое обеспечение учебного процесса
Реализация программы предполагает:
формы уроков
Учет дидактических принципов:
- принцип воспитывающего обучения
- принцип научности
- принцип наглядности
- принцип сознательности и активности в
- принцип систематичности и последовательности
- принцип доступности и посильности обучения
академический урок
урок-игра
урок-викторина
урок-экскурсия или путешествие
Слайд 12
Методическое обеспечение учебного процесса
Компоненты занятия
Виды наглядных пособий
беседа по теме занятия
художественно-творческая деятельность
подведение итогов урока, рефлексия
Данные компоненты могут меняться местами исходя из содержания занятия, которое строится на одной сюжетной линии.
• естественный или натуральный
• объёмный
• схематический или символический
• картинный и картинно-динамический
• звуковой
• смешанный
• дидактические пособия
• учебники, учебные пособия, журналы, книги;
• тематические подборки материалов.
Слайд 13
Методическое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое обеспечение программы:
Программа дает возможность:
Кабинет
Дидактический материал
Оборудование
Инструменты и материалы
выявления одаренных детей;
организацию творческой деятельности путем проведения творческих мероприятий
организацию посещений обучающимися, учреждений культуры и организаций
организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими школами искусств;
использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы при поддержке педагога.
Слайд 14
Список литературы
Виноградова Г.Г Изобразительное искусство в школе.- М.: «Просвещение», 1990
Зеленина Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства в начальных классах - Пермь: Перм. Гос. пед. ун-т, 2006
Зеленина Е.Л. Работа цветом на уроках изобразительного искусства. Начальная школа №6: М., 2008
Компанцева Л.В Поэтический образ природы в детском рисунке М.:Просвещение,1985.
Косминская Б.В, Халезова Н.Б Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.- М.: Просвещение, 1987.
Костерин Н.П. Учебное рисование - М.: Просвещение, 1981.
Кузин В.С Изобразительное искусство. Рисунок 1-11 классы. Живопись 1-11 классы. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- М.: Дрофа, 2000
Неменский Б.М, Н.Н.Фомина, Н.В, Гросул и др. Изобразительное искусство и художественный труд I-IV классы – М.: Просвещение, 1991
Одноралов Н.В.Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983
Паранаюшкин Р.В. Композиция. Серия «Школа изобразительных искусств», Ростов нД: издательство «Феникс», 2001.
Рожкова Е. Изобразительное искусство в начальной школе - М.:Просвещение,1980.
Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе – М.: Просвещение, 1980
Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка – 3-е изд., доп и перераб. М,: Агар 1998
Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: Гринго, 1996
Сокольникова Н.М.Художник и дети. М.: Мегатрон, 1997
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль: Академия развития, 1996
Субботина Л.Ю. Развитие творческого мышления у детей.- Ярославль: Академия развития, 1996
.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 кл. М.: Просвещение, 1985
Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983