Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Шестиструнная гитара
в России
Слайд 2
Шестиструнная гитара развивалась в России XVIII—XIX веков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была малоориентирована на передачу русской городской песни и бытового романса
Слайд 3
Первые сведения о ней, датируемые 1760-ми годами мы находим у Я. Штелина: «В заключение музыкальных новинок и достопримечательностей в царствование императрицы Елизаветы, нужно еще добавить, что итальянцы способствовали появлению в Петербурге и Москве итальянской гитары и ее соотечественницы мандолины»
Слайд 4
Поначалу ее распространителями в отечественной профессионально-музыкальной культуре были иностран-цы, в частности, при дворе Екатерины II — итальянские композиторы Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. Именно он в 1797 году обучал игре на гитаре трех дочерей Павла I.
Джузеппе Сарти
Слайд 5
Уже к началу XIX века для шестиструнной гитары появляются серьезные методические работы — школы и пособия, созданные например, И. Гельдом, И. А. Березовским. Здесь заметна преимущественная опора на испанскую и итальянскую классику — гитарные произведения М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сора, переложения фортепианной музыки выдающихся западноевропейских композиторов.
И. Гельд
Слайд 6
Немалую роль в распространении в России шестиструнной гитары играли гастроли зарубежных артистов: в 1822 году в Петербурге проходили выступления выдающегося итальянского гитариста и композитора Мауро Джулиани, в 1823 в Москве — не менее известного испанского гитариста, автора многих гитарных произведений Фернандо Сора и т. д.
Слайд 7
Одним из наиболее крупных русских исполнителей, пропагандистов шестиструнной гитары середины XIX столетия стал Николай Петрович Макаров (1810—1890). В конце 1830-х — 1840-х годах он был известен во многих странах мира как великолепный виртуоз, блестящий интерпретатор сложнейших образцов гитарной музыки
Слайд 8
Главной заслугой Макарова стала организация в 1856 году в Брюсселе первого международного конкурса «На премии за лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». Ему удалось заметно активизировать работу в области гитарного репертуара ряда западноевропейских композиторов, деятель-ность гитарных мастеров-изготовителей, способствуя созданию новых конструктивных разновидностей инструмента. Второго места на этом конкурсе был удостоен петербургский мастер Иван Федорович Архузен (ок. 1795—1870).
Слайд 9
Значительный вклад в искусство игры на шестиструнной гитаре внес Марк Данилович Соколовский (1818—1883). Получив в детские годы музыкальное образование по скрипке и виолончели и увлекшись гитарой, к 1840-м годам он стал первоклассным исполнителем-гитаристом; его имя в прессе стали называть в числе лучших гитаристов Европы. Благодаря интенсивной гаст-рольной деятельности, начавшейся с 1841 года в российских городах, он сумел во многом способствовать существенному росту авторитета этой разновидности гитары в нашей стране.
Слайд 10
Важным моментом в укреплении престижа шестиструнного инструмента в России являлось также то, что во многих высту-плениях аккомпаниатором у М.Д. Соколовского был Н. Г. Рубинштейн. Однако после открытия в 1866 году Московской кон-серватории их отношения ухудшились. Это произошло после того, как гитарист предпринял энергичные попытки добиться от Н. Г. Рубинштейна, ставшего ее директором, разрешения на препода-вание в Московской консерватории класса гитары, но получил в этом категорический отказ. К сожалению, такой же отказ был получен и от его брата А. Г. Рубинштейна в ответ на активные усилия Соколовского по открытию класса гитары в Петербургской консерватории
Слайд 11
В целом, упадок гитары в России в конце XIX века сказывался очень остро. Распадались общества гитаристов, перестала издаваться нотная и методическая литература, инструмент не преподавался в музыкальных заведениях.
Слайд 12
В советское время интерес к гитаре усилился после гастролей в 1926-1927 и 1930, 1936 годы. А. Сеговии. Советский гитарист П.С. Агафошин после этих гастролей издал 7 альбомов произведений из репертуара Сеговии, «Школу игры на гитаре». Классы гитары были открыты в ряде музыкальных учебных заведений, где деятельность таких педагогов как М. Гелис, В. Яшнев, П. Исаков и других, дала свои результаты. В 1939 году на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах лауреатами стали: А. Иванов-Крамской (I премия) и В. Белильников (II премия).
Виль Белильников
А. Сеговия, В. Яшнев и его ученики
Слайд 13
Жизнь и творчество Александра Иванова-Крамского
Слайд 14
Александр Иванов-Крамской родился 26 августа 1912 в Москве. Начал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени К. Игумнова) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926 году концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории принял решение посвятить себя гитаре
А. Сеговия
Слайд 15
В 1930 году поступил в музыкальный техникум имени Октябрьской революции в класс гитары Петра Агафошина (который в 1899 году присутствовал как делегат от России на Международном конгрессе гитаристов в Мюнхене, где был основан Международный союз гитаристов, в состав которого он и вошёл), параллельно обучался композиции у Николая Речменского и дирижированию у Константина Сараджева, у Агафошина же затем учился в Московской консерватории на курсах повышения квалификации
П. Агафошин
П. Агафошин и А. Иванов-Крамской
Слайд 16
Творческая карьера Иванова-Крамского началась в 1932 году, когда он впервые выступил на Всесоюзном радио. В дальнейшем работал в Малом театре, в 1939—1945 руководил Ансамблем песни и пляски НКВД СССР, с 1946 по 1952 — оркестром народных инструментов Гостелерадио. В 1939 году получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В качестве дирижёра и исполнителя записал более 40 грампластинок
Слайд 17
В 1936 году Иванов-Крамской дебютировал как композитор, сочинив «Лирический вальс для гитары соло». Этот вальс стал украшением репертуара отечественных гитаристов. Иванов-Крамской — автор более пятисот сочинений для гитары: двух концертов, сонат, обработок народных песен, многочисленных пьес. Его музыка звучит в фильме «Несрочная весна». Иванов-Крамской активно выступал перед бойцами во время Великой Отечественной войны
Слайд 18
После войны Иванову-Крамскому — первому отечественному концертирующему гитаристу — пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг.
Слайд 19
В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он его и возглавил. Среди его учеников — Николай Комолятов, Феликс Акопов и другие известные гитаристы, педагог и композитор Евгений Ларичев.
В 1970 году способствовал открытию класса гитары в Институте культуры.
Н.Иванова-Крамская, А.М.Иванов-Крамской, Феликс Акопов, М.Топтыгин.
Слайд 20
Иванов-Крамской написал «Школу игры для шестиструнной гитары».
Слайд 21
Александр Михайлович умер на репетиции во время гастролей в Минске от третьего инфаркта. Похоронен в Москве.
Александр Иванов-Крамской сделал огромный вклад для развития классической гитары в России, как исполнитель, как педагог, как просветитель. Творчество Александра Михай-ловича, впитавшее народную и классическую музыкальную культуру, своей уникальностью и самобытностью достойно представляет нашу страну перед всем миром
Слайд 22
Спасибо за внимание!