Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие внимания
у детей и подростков
(в помощь родителям и педагогам)
Подготовила: Давлетбаева Г.Б.
методист
Слайд 2
Развитие внимания
Что такое внимание?
Виды внимания
Свойства внимания
Причины невнимательности
Проявления синдромов дефицита внимания
Упражнения на развитие внимания
Слайд 3
Внимание- это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях
Слайд 5
Свойства внимания
УСТОЙЧИВОСТЬ
(ученик может
удерживать внимание на изучаемом объекте)
КОНЦЕНТРАЦИЯ
(ученик может
сосредоточить своё внимание)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ или ОБЪЁМ
(ученик охватывает вниманием одновременно несколько объектов)
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ (ученик перемещает внимание с одного объекта на другой)
Слайд 6
Проявления дефицита внимания Анкета:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Слайд 7
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
Слайд 8
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Слайд 9
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
Слайд 10
11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Слайд 11
13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду).
14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Слайд 12
Результаты анкеты:
черезмерная двигательная активность (симптомы 1, 2, 9, 10),
отвлекаемость - невнимательность (симптомы 3, 6, 7, 8, 12, 13)
импульсивности (симптомы 4, 5, 11, 14)
Наличие 8 и более симптомов – признаки синдрома дефицита внимания.
Слайд 13
Упражнения на развитие внимания и самоконтроля
1. «Успевай-ка». Взрослый называет цифры, а ребенок, услышав условленную цифру ,например, 8, говорит «Стоп». Можно усложнить правила: «Стоп» говорить, если перед числом 8 назвали 7.
2. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать. Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
3. Корректурная проба (тест Бурдона). Таблица букв, написанных в различном порядке. Надо быстро вычеркивать только определенные буквы.
4. Найти «спрятавшиеся» слова.
Слайд 14
5. Решить задачу: на столе лежали: книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат: ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
6. Игра «Летает – не летает».
Слайд 15
Известные люди о воспитании детей
Слайд 16
Сухомлинский В.А. (1918-1970) советский педагог
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
Слайд 17
Писемский Алексей (1821—1881), русский писатель
Быть бессмысленно добрым так же глупо,
как и быть безумно строгим.
Слайд 18
Горький М. (1868-1936) советский писатель
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
Слайд 19
Руссо Жан-Жак (1712—1778), французский философ, писатель и педагог
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Слайд 20
Карамзин Н.М. (1766-1826) русский писатель, историк
Без хороших отцов
нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Слайд 21
Литвак М. Е.- (род. 1938) автор более 20 книг посвященных актуальным вопросам психологии и психотерапии
Когда ругаешь ребенка, подумай, нет ли в тебе этих качеств, ведь это же ТВОЙ ребенок
Слайд 22
Совет:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
1. Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
2. Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
Слайд 23
Ошибки, связанные с невнимательностью
- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные и гласные буквы, близкие по акустическим признакам
(жуки – зуки).
- Если у детей недостаточно развита неустойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах
(трва – трава, зма – зима).
Слайд 24
- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связанно с неустойчивостью произвольного внимания
(маалина – малина, паравда – правда).
- Если ребёнок переставляет слоги в словах, при списывании допускает ошибки в виде пропусков букв, перестановке или замене букв, то это тоже связанно с неустойчивостью внимания
(коша - каша, маная-манная, литсики – листики,
свол – ствол).
Слайд 25
- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связанно с неустойчивостью произвольного внимания
(маалина – малина, паравда – правда).
- Если ребёнок переставляет слоги в словах, при списывании допускает ошибки в виде пропусков букв, перестановке или замене букв, то это тоже связанно с неустойчивостью внимания
(коша - каша, маная-манная, литсики – листики,
свол – ствол).
Слайд 26
Упражнения по развитию произвольного внимания.
Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА
Упражнение 2. Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННАДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Слайд 27
Упражнение 4. В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
(газета, дом).
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
(очки, пакет). .
АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
(береза, книга).
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ
(кошка, весна).
Упражнение 5. Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Слайд 28
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка.
В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Развивая внимание ребенка, не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.