Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Педагогические условия развития самостоятельной детской деятельности (на примере конструирования)
Слайд 2
Объект исследования
процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 3
Предмет исследования
педагогические условия организации конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей
Слайд 4
Цель исследования
сформулировать, теоретически обосновать и апробировать в педагогическом процессе ДОУ условия организации конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5
Задачи исследования
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности как свойства личности.
Дать характеристику конструирования как вида творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Уточнить сущность понятия «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования».
Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании, учитывающие его специфику.
Провести диагностику самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Организовать конструктивную деятельность, направленную на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 6
Практическая значимость исследования
заключается в разработке и апробировании условий организации конструирования, направленных на развитие самостоятельности как качества личности
Слайд 7
Методы исследования
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; общелогические методы (сравнение, умозаключение); наблюдение, констатирующее и контрольное психолого-педагогическое исследование; обработка исследовательских данных (качественный и количественный анализ).
Слайд 8
ПЛАН
Введение
Глава I. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика самостоятельности как качества
1.2. конструирование как вид продуктивной деятельности детей
1.3. Возможности конструирования в развитии самостоятельности дошкольников
Слайд 9
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста средствами техники конструирования
2.1. Показатели развития самостоятельности и уровни её развития
2.2. Диагностика самостоятельности
2.3. Методики организации конструирования в ДОУ
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования
Заключение
Слайд 10
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика самостоятельности как качества личности
Изучая понятие «самостоятельность» с точки зрения разных источников, повсюду это определение идет в единстве мотивационной и операционной стороны обучения: хотеть, уметь, стремиться, быть способным осуществить.
Слайд 11
Классификация видов самостоятельности
Организационно-техническая самостоятельность
Самостоятельность в процессе самостоятельной деятельности
Самостоятельность в практической деятельности
Слайд 12
Выделим пять компонентов проявления самостоятельности
1. Круг и система знаний.
2. Овладение методами мыслительной деятельности.
3. Овладение определенными организационными технологическими навыками.
4. Волевая целеустремлённость
5. Направленность личности на решение задач, связанных с ее потребностями
Слайд 13
Как личностное же качество, самостоятельность содержит различные формы самопроявления:
Самообразование (образование, получаемое методом самостоятельной работы).
Самовоспитание (собственные старания по самосовершенствованию).
Самоопределение (результат личного выбора).
Самовыражение (проявление личностью собственных возможностей, персональных индивидуальностей и желаний).
Самоидентификация (соотнесенность личности с кем-то).
Самосознание (осознание себя в качестве учащегося,
руководителя, работника и т. д.).
Самовыживание (сохранение себя в чрезвычайных ситуациях).
Самоконтроль (сознательная оценка и регулировка человеком личной деятельности) и др.
Слайд 14
формирование дошкольника как самостоятельной личности характеризуется нижеследующими правилами:
Подражание (когда ребенок повторяет работы взрослого).
Реализация уже ранее усвоенных навыков (когда ребенок применяет приобретенные знания в новых, не стандартных условиях).
Творческое использование приобретенных познаний и умений.
Слайд 15
основные компоненты самостоятельности:
- владение определенными навыками;
- волевая устремленность;
- направление личности на решение задач (эмоциональный фон),
связанных с их необходимостью и интересами.
Слайд 16
Самостоятельность - это креативный, творческий процесс, в котором все компоненты связаны
самостоятельность дошкольника, сознается как готовность и опытность ребенка в решении
всевозможных задач деятельности, относительно обособленно от взрослого,
применяя накопленный опыт, знания, умения, воспользовавшись
поисковыми действиями, служит немаловажной причиной социально -
личностного формирования и готовности к школьному обучению
Слайд 17
1.2. Конструирование как вид продуктивной деятельности детей
Конструирование – это вид детской продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок на уровне самостоятельной работы или совместными усилиями со взрослыми создает конструкцию из предложенных деталей.
Слайд 18
Виды конструирования
Техническое
Художественное
Конструирование по образцу
Конструирование по условиям
Конструирование по чертежам и схемам
Каркасное конструирование
Конструирование по замыслу
Конструирование по теме
Слайд 19
Исследования, проведенные современными специалистами, в который раз доказывают и подчеркивают, что конструирование, как вид продуктивной деятельности, необходим и значим в интегральном и гармоничном развитии ребенка и его самостоятельности.
позволяет педагогам в полной мере учитывать индивидуальные склонности и возможности ребенка, что неоднократно подчеркивается во ФГОС ДО и комментарии к нему.
Слайд 20
1.3. Возможности конструирования в развитии самостоятельности дошкольников дошкольников
Основными показателями творческого конструирования, как процесса являются:
- создание «образов»;
- их вариативность, новизна, наделение «образов» разными свойствами;
- умение строить разные образы на одной основе;
- умение видеть целое раньше частей;
- интеллектуальная активность и увлечённость поисковой деятельностью;
- эмоциональная включённость
Слайд 21
Современные техники конструирования в детском саду:
Из строительного материала
Из деталей конструктора
Из бумаги
Из природного материала
Из крупногабаритных модулей
Слайд 22
Этапы обучения конструированию
1. Показ вариантов конструирования отдельно от практической деятельности
2. Ставятся задачи проблемного характера, требующие соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст)
3. Самостоятельное занятие детей конструированием по замыслу.
Слайд 23
Выделим правила обучения конструированию
1. Интеграция индивидуальных и групповых форм конструирования, что позволяет организовать детское взаимодействие, способствующее пониманию собственной деятельности и повышению ее продуктивных качеств.
2. Обеспечение взаимодейсвия конструирования с другими видами детской деятельности - игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой,
режиссерской), лепкой и др.
Слайд 24
Основополагающими условиями для успешного обучения конструированию дошкольников являются:
Мастерство педагога как творческой личности
Предоставление детям широкого спектра разных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности
Слайд 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ
2.1. Показатели развития самостоятельности и уровни ее развития
Слайд 26
Критерии самостоятельности детей
- Стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других
Умение поставить цель деятельности
Умение осуществить элементарное планирование
Реализовать задуманное и получить результат адекватный поставленной цели
Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникших задач
Слайд 27
2.2. Диагностика самостоятельности
Проанализировав собранные материалы выявили: из 10 детей
Высокий уровень 2 детей
Средний уровень 3 детей
Низкий уровень 5 детей (50%)
Основная причина столь плохого уровня самостоятельности состоит в том, что педагоги не полностью могут развить умение строить педагогический процесс, реализовать самостоятельность детей и обеспечивать выявление их индивидуальности и творчества
Слайд 28
2.3. Методика организации конструирования в ДОУ, направленная на развитие самостоятельности детей
Конкретный этап я раскрыла в виде календарного плана мероприятий
(Таблица 9, Приложение 1).
Осуществляемые занятия можно проводить в виде кружка или дополнительного факультативного занятия, во второй половине дня
Слайд 29
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования
Таким образом, после проведённых мероприятий, изучение контрольной проверки показало, что самостоятельность экспериментальной группы в сравнении с итогами установленного эксперимента получили в изрядной степени положительную динамику
Из 10 детей:
Высокий уровень 4 детей
Средний уровень 6 детей
Низкий уровень 0 детей
Слайд 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техника конструирования дает наибольшую вероятность для развития самостоятельности у дошкольников старшего возраста.
Это личностное качество выражается в возможностях детей решать задание без помощи педагога при отборе содержания, средств и способов конструкторской деятельности.
Слайд 31
Благодарю за внимание