Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Физкультминутки на уроках математики и физики
Подготовила:
Кузнецова Е.В. - учитель математики и физики
МБОУ Костромского муниципального района Костромской области
«Минская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского»
Слайд 2
«Забота о человеческом здоровье,
тем более о здоровье ребенка –
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3
Почему я выбрала эту тему…
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому очень важна правильная организация учебной деятельности для сохранения здоровья ребенка, а именно:
• благоприятный эмоциональный настрой;
• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
• построение урока с учетом работоспособности учащихся;
• строгая дозировка учебной нагрузки;
• проведение физкультминуток и
динамических пауз на уроках.
Слайд 4
Для чего это нужно?
С учётом особенностей детского организма для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуется проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока ( если тот длится не менее 45 минут).
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.
Поэтому несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается повышением хорошего настроения, усилением работоспособности учащихся, а, главное, укреплением их здоровья:
физкультминутки положительно влияют на аналитике - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
В 5-9 классах специалисты рекомендуют проводить физкультминутки, начиная с 3 урока (на 20-25 минуте) в течение не менее 2-3 минут.
Слайд 5
Примеры физкультминуток
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Слайд 6
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например:
- Игра с мячом: учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч обратно, ученик отвечает. Тема игры подбирается в соответствии с темой урока – величина+единица измерения+прибор для измерения величины. На уроке математики можно эту игру включить в устный счет.
- Правильно-неправильно: учитель произносит высказывание по изучаемой теме – если оно верное, ученики встают; если неверное – поднимают руки вверх (можно предложить другие движения)
Слайд 7
Можно придумать специальные движения, приуроченные к изучению различных тем.
Пример:
При изучении темы «Способы изменения давления» в 7 классе провести физкультминутку-эксперимент: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.
Слайд 8
На уроках так же важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:
- вертикальные движения глаз вверх-вниз;
- горизонтальные вправо-влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- массаж век и другие.
Слайд 9
Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:
-растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
-перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;
-качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.
Слайд 10
Также хотелось бы выделить среди многочисленных оздоровительных комплексов упражнений гимнастику для шейного отдела позвоночника. Именно эта часть тела оказывается в большей степени неподвижной во время урока.
Гимнастика для шейного отдела позвоночника.
а) корпус прямой, подбородок опущен на грудь; подбородком скользим вниз по грудине, чередуя напряжение и легкое расслабление;
б) корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок, тянемся подбородком вверх, на секунду останавливаясь и отпуская напряжение, но, не расслабляясь; и снова тянемся подбородком вверх;
в) наклоны головы поочередно к левому и к правому плечу; без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча;
г) корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником; медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову до упора, каждый раз дополнительными усилиями пытаемся увеличить угол поворота; сделаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону; перенапряжения недопустимы;
д) круговые движения головой: по часовой стрелке и против (объединяем в одно упражнение а), б), в)).
Слайд 11
В заключении…
Использование физкультминуток и динамических пауз на уроках математики и физики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой физических знаний, умений и навыков.
Слайд 12
Не забывайте!
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред.
Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении!