Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Коллаж: история и основы композиции»
Слайд 2
КОЛЛАЖ – ЭТО…
Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов. В связи с зтим сложно дать однозначное, точное определение этому виду искусства.
Коллаж (фр. collage - «наклеивание») - это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж – это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто другое, как поэтическая метафора, но только не словом, а изображениями.
Слайд 3
ИСТОРИЯ КОЛЛАЖА
С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда, и он лег в основу таких видов искусства, как живопись (краска-штукатурка, краска-холст), ваяние (металл-камень), архитектура (песчанник-золото-гипс) .
Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст.
Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр.художник Жорж Брак исполь-зовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.
Слайд 4
Ж. Брак «Натюрморт на столе», 1912 г.
Слайд 5
Скрипка и трубка Жорж Брак материалы: мел, уголь, коллаж, бумага
Слайд 6
Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1912 с плетеным стулом Холст, масло, обрамлено веревкой
Слайд 7
Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений.
Слайд 8
Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzmild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и др.
Слайд 9
ИСТОРИЯ КОЛЛАЖА
Анри Матисс создавая эту работу был уже болен и стар, чтобы писать кистью. Поэтому он велел своим помощникам выкрасить большие листы бумаги в нужные ему цвета, а затем сам вырезал ножницами фигуры. На картине представлены два сечения морской лагуны – Матисс населил ее водорослями, моллюсками и рыбами – всеми удивительными созданиями, которые живут под водой. В направлении к поверхности цвет меняется слоями - зритель наполняется радостью, чудесным чувством свободы.
Анри Матисс «Морские животные», 1950г.
Слайд 10
В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы: Аристарха Васильевича Лентулова: панно «Москва» (1913) в котором художник использовал наклейки из бумаги, и «Василий Блаженный» (1913) с наклейками из фольги.
Слайд 11
Рис. 76. А. Родченко. Коллаж, 1919
Слайд 12
До определенного момента существовали лишь два метода фотомонтажа: • механический (вырезали из фотографий нужные по замыслу части изображения, подгоняя под необходимый масштаб, с последующей их склейкой на листе бумаги и переснимали заново); • проекционный (последовательная печать на фотобумаге с разных негативов).
Слайд 13
В России первый известный фотомонтаж - портрет императрицы Марии Федоровны - был создан петербуржцем Сергеем Левицким в начале 1870-х годов.
Слайд 14
А. Родченко. Фотомонтаж «Книги», 1925
Слайд 15
Эль Лисицкий. Фотомонтаж «Давайте побольше танков», 1941
Слайд 16
ВИДЫ КОЛЛАЖА
«декупаж» - техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения)
«ассамбляж» - техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов
«аппликация» - техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа)
«аккумуляция» - сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта
«киноколлаж» - соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино
«алтарь»- декорирование домашнего интерьера, при котором создается «музей кумира»: вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды
Слайд 17
ПРЕИМУЩЕСТВА КОЛЛАЖА
Коллаж дает возможность:
Совмещать и синтезировать разнообраз-ные по фактуре и цвету изображения, предметы: цветные и черно-белые, фотографии и рисунки, тексты и шрифты
Применять фрагменты картин, предметов в качестве композиционных деталей
Передать мысль через посторонние дета-ли композиции, не имеющие отношение к основной теме.
Слайд 18
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ
Для построения композиции коллажа необходимо:
1. Определить идею, задачу.тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя
2. Определить формат.размеры, форма, высота, ширина
3. Выбрать схему.желаемое психологическое восприятие коллажа на зрителя? выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?
Слайд 19
СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ
Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.
Примеры:
1) «одиночество» решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства
2) «малая величина» объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом
3) «подавленность» передается через размещение объекта в нижней части плоскости и тяжелую, перегруженную элементами/цветами верхнюю часть
1)
2)
3)
Слайд 20
Спасибо за внимание!