Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Искусство
Страны
Восходящего
Солнца.
Учитель МХК
МОУ Карельской СОШ
Моршанского района
Тамбовской области
Храмцова Т.Н.
2/14/2022
Слайд 2
Цель:
формирование у обучающихся чувства уважения к художественной культуре Японии;
развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся.
2/14/2022
Слайд 3
Задачи:
- продолжение знакомства с основными видами японской художественной культуры (живопись, литература, скульптура, икебана, театральное искусство, нэцкэ);
знакомство с искусством икебаны;
знакомство с великими японскими скульпторами;
знакомство с историей возникновения японского театра;
выяснить, в чем заключается философское понимание единства человека и природы в средневековой культуре Китая и Японии.
2/14/2022
Слайд 4
План урока:
Японская живопись, литература
Искусство икебаны.
Скульптура. Нэцкэ.
Театральное искусство Японии.
2/14/2022
Слайд 5
«Выразить истину словами –
не легче, чем поймать рыбку
узкогорлой тыквой».
Дзёсэцу
«Тыква –горлянка
и рыба»
2/14/2022
Слайд 6
Сюбун (середина 15 века).
Пейзажная живопись.
2/14/2022
Слайд 7
Cэссю (1420-1506)
Пейзаж
Портрет
Масуда Канэтак
Минте (1352–1431).
Хижина отшельника
у горного ручья.
2/14/2022
Слайд 8
Хасегава Тохаку (1539–1610).
Сосновая роща
Всего лишь немногими смелыми пятнами туши создает Тохаку поэтическую картину осеннего леса, которые по сей день восхищают людей во всем мире. Шедевр хранится в Национальном музее Токио
2/14/2022
Слайд 9
Хасегава Тохаку
(1539–1610).
2/14/2022
Слайд 10
В начале XVI века возникает знаменитая школа Кано, основанная Кано Масанобу (1434-1530), который заложил основы декоративного направления в живописи. Одним из ранних произведений жанровой живописи школы Кано является роспись художником Хидэёри ширмы на тему «Любование кленами в Такао».
Кано. Водопад.
Хидэёри.
Любование
кленами Такао»
2/14/2022
Слайд 11
Я отплыл от берега,
Берега моря в Таго.
И увидел белую, сверкающую
Вершину Фудзи,
Всю в свете.
Сквозь падающие снежинки.
Яамабе но Акихито (нач. 8в).
Гора Фудзи почиталась вначале как богиня Огня и позже как обитель Синто. Она считалась началом небес и земли, гордостью нации и основой национального благополучия. Ей поклонялись буддисты, синтоисты, дикая гора постепенно стала воплощением высоких стремлений народа и лучших качеств нации. Именно это старался показать в своих гравюрах Хокусай, этот Сэссю своего времени.
2/14/2022
Слайд 12
Кацусика Хокусай
«Красная Фудзи» — «Победный ветер. Ясный день».
2/14/2022
Слайд 13
О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно (свитков) можно судить по фрагменту из «Хэйдзи-моногатари» с изображением одного из эпизодов войны – «Битвы у Рокухара». При яростном динамизме сцены и яркости ее художественного решения не устаешь удивляться степени проработанности отдельных деталей. А ведь это лишь один из фрагментов свитка!..
2/14/2022
Слайд 14
Отомо Табито
Не сливы ли белой цветы
У холма моего расцветали,
И кругом все теперь в белоснежном цвету?
Или это оставшийся снег
Показался мне нынче цветами?
Аривара Нирихира
Еще я наслаждаться не устал,
А лунный лик за горы хочет скрыться…
О гребни гор,
Раскройте небосклон,
Чтоб в небе мог он снова появиться!
Оно Комати
Краса цветов так быстро отцвела!
И прелесть юности была так быстротечна!
Напрасно жизнь прошла…
Смотрю на долгий дождь
И думаю: как в мире все не вечно!
2/14/2022
Слайд 15
Искусство расстановки цветов в вазах — «икебана» (в переводе: «цветы, которые живут») восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. В современной Японии искусство икебаны является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса. Икебана остается не только значимым элементом национальной культурной традиции, но также и совершенной моделью мироздания.
Икебана
2/14/2022
Слайд 16
Икебана, школа Икэнобо
Икэнобо — старейшая школа икебаны в Японии. Ее основателем был монах Икэнобо Сэнъэй, живший в середине XV столетия.
2/14/2022
Слайд 17
В конце XIX в. мастер икебаны Охара Усин создал свою собственную школу, ибо находил традиционное искусство Икэнобо слишком строгим и формальным. В своем стремлении избежать излишнего формализма Охара использовал даже западные растения. Охара создал стиль морибана, главное новшество которого заключалось в том, что цветы размещались в широких низких сосудах.
Икебана, школа Охара
2/14/2022
Слайд 18
Икебана, школа Согецу
Школа Согецу была основана в 1927 г. Тесигахара Софу.
Основным принципом школы Согецу является утверждение, что кто угодно, где угодно и когда угодно может создать икебану из любых подручных материалов.
2/14/2022
Слайд 19
Икебана, школа Согецу
2/14/2022
Слайд 20
Икебана, школа Согецу
2/14/2022
Слайд 21
Скульптура.
Самым знаменитым скульптором в Камакура был Ункэй (умер в 1223 ), из мастерской которого выходил непрерывный поток блестящих произведений. В его деревянной фигуре, изображающей Мутяку, идеалистическое подобие уступает место реализму, и можно предположить, что при работе над этой скульптурой источником вдохновения послужил живой человек.
Создавая образ индийского монаха, жившего в Гандхаре много веков назад, Ункэй тем не менее вдохнул в его позу естественность, а в черты — углубленный психологизм.
Ункэй. Мутяку . 1208—12 Раскрашенное дерево. Высота 188 см Храм Кофуку, Нара (Япония)
2/14/2022
Слайд 22
Другой значимый феномен японской скульптуры— фигуры медитирующих или молящихся монахов, с проникновенным и подчеркнутым реализмом передающие не только их физические особенности, но также духовный экстаз и молитвенную сосредоточенность.
Медитирующий Гандзин . Конец VIII в. Сухой лак. Высота 79,7 см
Китайский монах VIII в., основавшийтмонастырь Тосёдайдзи.
2/14/2022
Слайд 23
Танкэй. Басу-тэн .
Начало XIII в. Раскрашенное дерево. Высота 154, 7 см Храм Сандзюсангэндо, Киото (Япония)
Ункэй. Нио . 1203 Дерево. Высота 8,08 м Южные ворота монастыря Тодайдзи, Нара
2/14/2022
Слайд 24
Нэцкэ.
Искусство нэцкэ –
традиционное
национальное
явление
японской культуры
2/14/2022
Слайд 25
Нэцкэ . XIX в. Дерево. Высота 3,1 см
Миниатюрная скульптура — нэцкэ — получила широкое распространение в XVIII-первой половине XIX вв. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Своим появлением она обязана тому факту, что традиционный японский костюм(кимоно) не имеет карманов. Вследствие этого у японцев возник обычай все необходимые мелкие предметы (трубку, кисет, коробочку для снадобий и т.п.) носить на шнурке, свободный конец которого затыкался за пояс, а чтобы он не выскальзывал, к нему прикреплялся противовес — брелок-нэцкэ.
2/14/2022
Слайд 26
Нэцкэ в виде маски . XIX в. Слоновая кость. Диаметр 4,1 см; толщина 2 см
2/14/2022
Слайд 27
Нэцкэ . XIX в. Олений рог. Высота 11,8 см
2/14/2022
Слайд 28
Фигурки
нэцкэ
2/14/2022
Слайд 29
Театральное искусство.
С XIII в . в представлениях
стали использовать танцы,
народные песни и
буддийскую музыку.
Театр Но создан в VIIIв.
бродячими мимами.
В XIV в. театральны
представления
перенесены с улицы
на сцену.
2/14/2022
Слайд 30
Театр кабуки сложился в XVIIв. Родоначальницей кабуки считается женщина – актриса и режиссер О – Куни, труппа которой заявила о себе в 1603 г. Однако уже в 1652 г. последовал запрет на участие женщин в театральных спектаклях, поэтому и по сей день в кабуки все роли исполняют мужчины.
Театр Кабуки
Большой любовью японцев пользуется театр кукол (дзёрури).
2/14/2022
Слайд 31
Вопросы:
Что такое икебана? Какие школы икебаны существуют в Японии?
Назовите великих скульпторов Японии.
Как появилось искусство создания нэцкэ ?
Что представляет собой театральное искусство Японии, кто является основоположником театра кабуки?
Что общего в художественной культуре Китая и Японии?
2/14/2022
Слайд 32
Выводы:
Япония была третьей великой страной Восточной Азии, впитавшей все достижения культуры своих соседей – Индии и Китая.
Средневековое искусство Китая и Японии развивалось в тесном взаимодействии, сохраняя при этом свою самобытность и связь с традициями древней культуры.
Образ человека в средневековом искусстве Китая и Японии был неразрывно связан с природой. Он ощущал ее как часть космоса, при этом в творчестве для него важнее было проявить личностное, индивидуальное начало.
2/14/2022