Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Анатомо-физиологические проявления ЗПР
МДОУ «Црр-Д/с№7 учитель-дефектолог: Корней Е.В.
Слайд 2
Понятие задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими
нервно-психическими расстройствами (астеническими,
церебрастеническими, невротическими,
неврозоподобными и др.)
, нарушающими интеллектуальную
работоспособность ребёнка.
Слайд 3
Анатомо-физиологические проявления ЗПР
1. Повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.
2. Психомоторная возбудимость, тики, заикание.
3. Дети с ЗПР часто имеют малый рост и вес. По физическим особенностям напоминают детей более младшего возраста.
Слайд 4
Особенности внимания детей с ЗПР
Внимание неустойчиво, с периодическими колебаниями и неравномерной работоспособностью
Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности
Могут наблюдаться и проявления инертности
Для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность
Часто наблюдается недостаточность концентрации внимания, особенно на существенных признаках
Слайд 5
Проявления ЗПР в познавательной сфере
Особенности восприятия
Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Дети испытывают затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях
Страдают фонематические процессы
Наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия
Слайд 6
Особенности памяти.
- сниженный объем памяти,
- низкая скорость запоминания,
- снижены продуктивность и устойчивость произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки,
- недостаточное умение применять специальные приемы запоминания.
Слайд 7
Недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления
Анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью.
Неумение предвидеть результаты своих действий.
Характер мыслительной деятельности -- репродуктивный, снижены способности к творческому созданию новых образов.
Замедлен процесс формирования мыслительных операций.
К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления
Сами обобщения расплывчаты, слабо дифференцированы.
Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ
Варианты нарушений мышления:
1.При относительно высоком уровне развития наглядно-практического мышления отстает словесно-логическое.
2.Недоразвиты оба вида мышления.
3.Словесно-логическое приближается к норме , но крайне низок уровень развития наглядно-практического.
Слайд 8
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. В качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха. Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Слайд 9
Особенности коммуникативного поведения
детей с ЗПР
У этих детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью.
Слайд 10
Основные направления социотерапевтической помощи
детям:
1) укрепление соматического здоровья, включающее в се-
бя нормализацию режима дня, осуществление рацио-
нального питания, закаливание, а также физиотерапию,
массаж, иглорефлексотерапию, лечебную физкультуру
по показаниям;
2) развитие высших психических функций: памяти, вни-
мания, мышления, творческих способностей;
3) формирование моторной сферы в ходе артикуляцион-
но-пальчиковых игр
4) развитие экспрессивной и импрессивной речи: рас-
ширение лексического запаса, улучшение понимания
слов, инструкций, вопросов;
5) работа с родителями, которая обеспечивает взаи-
модействие педагогов, врачей и родителей. Важными
моментами такой работы являются помощь в принятии
родителями своего ребенка и его проблем, а также обу-
чение родителей правильному применению способов
общения с ребенком.