Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Источники и характерные черты законов Хаммурапи
выполнила: Гайсина Рамиля ПС-212
Слайд 2
Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.)
– шестой царь нового мощного государства Двуречья, образовавшегося к началу XVIII в. до н.э. объединением государств – номов
вокруг нового центра Вавилона
Слайд 3
35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся
по всей территории Месопотамии .
За эти годы Вавилон
из небольшого города
превратился не только
в столицу нового
огромного государства,
но и в крупнейший
экономический,
политический и
культурный центр
Передней Азии
Слайд 4
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Свое царствование ХАММУРАПИ начал с традиционного восстановления справедливости: во всем царстве прощались все долги, что позволяло уладить межобщинные и социальные противоречия, которые на определенном этапе развития общества представляют значительную угрозу государственной власти
Период правления Хаммурапи ознаменовался проведением реформ: административной и судебной
С помощью реформ новый царь обеспечил жесткое государственное регулирование, целью которого было недопущение социального расслоения общества, основу которого составляли общины полноправных свободных людей
Главную роль в таком управлении обществом играли законы, центральное место среди которых принадлежит СУДЕБНИКУ ХАММУРАПИ
Слайд 5
Стела с Законами Хаммурапи представляет собой конусообразный монумент из чёрного диорита высотой 2,25 метра, длиной в окружности от 1,65 метра в вершине до 1,90 метра в основании и весом в 4 тонны. Законы были составлены около 1955 года до н. э. В настоящее время, основываясь на перечне завоёванных Хаммурапи городов и государств, перечисленных в прологе к Законам, можно предположить, что Законы были записаны не ранее чем на 37-м году царствования Хаммурапи, скорее всего — на 40-м году. Можно предположить, что Законы были записаны не ранее чем на 37-м году царствования Хаммурапи, скорее всего — на 40-м году.
Слайд 6
В верхней части лицевой стороны стелы высечена скульптура — барельеф, изображающий две фигуры, из которых одна сидит на троне, а другая стоит перед первой. Сидящий на троне одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками; на его голове — высокий четырёхъярусный убор вроде короны. В правой руке, протянутой вперёд, он держит жезл и кольцо, означающие прямоту и завершённость, то есть право и справедливость. Ноги сидящего опираются на древесные шишки, а из плеч исходят лучи. По общепринятому мнению исследователей, солнечные лучи, исходящие из плеч, указывают на то, что в качестве сидящей фигуры изображён Шамаш, бог солнца, света и оракулов. Шамаш как солярное божество был одним из излюбленных персонажей вавилонского искусства, где он часто изображён поднимающимся на востоке; этим, вероятно, объясняется и наличие древесных шишек у подножия трона, символизирующих скалы и горы, над которыми восходит солнце. Кроме того, выбор Шамаша в качестве сюжета для барельефа по всей видимости означает, что стела с Законами стояла в одном из храмов этого бога. На упоминаемом в тексте Законов экземпляре стелы, находившемся в вавилонском Эсагиле, возможно, было высечено изображение
Слайд 7
Соля́рные мифы(лат. solaris «солнечный») — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь
Слайд 8
Законы Хаммурапи представляют собой вершину развития клинописного права древней Месопотамии и первый в истории человечества чисто светский законодательный памятник, то есть начало писаного права в точном смысле этого слова. В отличие от большинства других древних памятников права для Законов характерны практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных законодательных положений и чёткое отделение правовых моментов от религиозно-этических
Слайд 9
Законы Хаммурапи являются первой значительной попыткой унификации права по своеобразным принципам, стоящим на высоте требований своей эпохи и последовательно проведённым по целому ряду институтов.
Слайд 10
Введение Законов преследовало не столько создание нового права, сколько сохранение имевшейся правовой системы с внесением в неё уточнений в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями; этим объясняется то обстоятельство, что регулирование ряда устоявшихся отношений (водное орошение, налоги и повинности, ряд вопросов собственности) было предоставлено обычаю и поэтому не нашло своего отражения в тексте свода. С реформированием была связана и сравнительная суровость наказаний, предусмотренных Законами (в частности, смертная казнь установлена в 31 случае, не считая замену штрафа смертью в случае несостоятельности осуждённого)
Слайд 11
Составители Законов написали их на чётком, деловом, грамматически образцовом старовавилонском диалекте аккадского языка; в филологическом отношении вавилонский свод является выдающимся литературным произведением, своего рода «золотой латынью» среди многочисленных памятников аккадской письменности Законы изложены со значительной экономией выразительных средств и с большой простотой в противоположность запутанности и хаотичности более примитивных законов; кроме того, в них нет и противоречивости и дублирования норм, характерных для других древних актов.
Слайд 12
Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить. Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.
Слайд 13
Связь с чужой женой каралась смертью для участников прелюбодеяния, их надлежало связать и бросить в воду. Однако оба фигуранта этого деликта могли сохранить свою жизнь, если муж прощал неверную жену: «если господин жены свою жену пощадит, то и царь своего раба должен пощадить»; это единственный в Законах случай, когда свободный человек назван «рабом царя»
Слайд 14
Орда́лии (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и так далее…
Слайд 15
В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз.