Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Профессиональная культура психолога образования
Слайд 2
Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.
Слайд 3
Профессиональная культура педагога - системное образование, компонентами которого является:
Нравственная и мировоззренческая культура
Правовая культура
Экономическая культура
Культура трудовой деятельности (в том числе, культура психогигиены труда)
Культура профессионального (психологического) мышления
Культура поведения
Культура общения
Информационная культура
Культура речи
Культура внешнего вида
Слайд 4
Компоненты профессиональной культуры.Оценка в баллах
от 0 до 9
Нравственная и мировоззренческая культура.
Правовая культура.
Экономическая культура.
Культура трудовой деятельности (в том числе, культура психогигиены труда).
Культура профессионального (психологического) мышления.
Перцептивная культура.
Культура поведения.
Культура общения.
Информационная культура.
Культура речи.
Культура внешнего вида.
Слайд 5
Нравственная и мировоззренческая культура
-совокупность этических и моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей и идеалов, выступающих в качестве важнейших мировоззренческих ориентиров
Слайд 6
Принципы профессиональной этики:
Принцип профессиональной компетентности (Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения)
2. Принцип не нанесения ущерба человеку.
3. Принцип объективности (психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными)
4. Принцип уважения клиента.
Слайд 7
Принципы профессиональной этики:
5. Соблюдение профессиональной конфиденциальности
(Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Предупреждение неправильных действий заказчика относительно испытуемого).
6. Принцип ответственности. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
7. Принцип благополучия клиента.
В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
Слайд 8
Этические «соблазны»:
Соблазн власти (у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя, плохо, когда это становится самоцелью).
Соблазн самокрасования на работе (психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей)
Соблазн следования «методическим модам» (возникает тогда, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии специалист тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них)
Соблазн работать «вразнос» »(возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких; чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами и т.д.)
Слайд 9
Правовая культура
- владение правовыми знаниями, правовой информацией.
Знания:
Своих прав и обязанностей как профессионала и как гражданина и нормативно-правовых документов, их регламентирующих.
Знания прав и обязанностей участников образовательного процесса и нормативно-правовых документов, их регламентирующих.
Знания нормативно-правовых документов, отражающих государственную политику в области детей и педагогического сообщества
Слайд 10
Экономическая культура
- важной составляющей которой выступает экономическое мышление, которое позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.
Слайд 11
Культура трудовой деятельности
это система ценностей и мотивов трудовой деятельности, уровень и качество профессиональных знаний, оценок и действий человека.
Включает:
профессиональные знания (профессиональная компетентность)
грамотность выполнения трудовых функций
трудовую мотивацию
умение рационально организовать свой труд
исполнительскую и трудовую дисциплину
психогигиену труда
Слайд 12
Профессиональная компетентность:
профессиональные знания,
профессиональные умения,
профессиональные навыки,
профессиональные способности,
диапазон профессиональных возможностей,
совершенное владение инструментарием,
совершенное владение приемами и технологиями профессиональной деятельности.
Слайд 13
Культура поведения
-высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики
Включает:
Знание и применение нравственных норм
Знание и применение правил этикета
Владение нормами корпоративной культуры
Слайд 14
Культура профессионального (психологического) мышления –как способ действия, направленный на преобразование профессионального пространства.
Включает в себя:
способность к анализу и синтезу,
критичность,
метафоричность профессионального сознания,
владение образно-метафорическим языком,
самостоятельность,
широту,
гибкость,
активность,
Быстроту,
наблюдательность,
профессиональную память
воображение.
Слайд 15
Перцептивная культура личности
– это индивидуальное свойство человека, проявляющееся в способности восприятия, анализа, переосмысления информации, в результате которых формируется образ, отражающийся в дальнейшем перцептивном опыте личности, являющийся важной составляющей мировоззрения.
Составляющие:
готовность фиксировать значимые для профессиональной деятельности психолога нормативные свойства субъекта и индивидуальные свойства объекта деятельности;
восприятие другого человека и самовосприятие в ходе построения психологом профессиональных ситуаций;
формировании представлений о поведенческом «эталоне» человека, нуждающегося в психологической помощи.
Слайд 16
Культура общения
-система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
Психологическая культура общения — система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения.
Проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.
Слайд 17
Информационная культура
- наличие комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой, способность эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Слайд 18
Культура речи
-владение языковой нормой устного и письменного языка.
Диктует соблюдение меры в употреблении профессиональных терминов, знание точного их значения и понимания уместности ситуации для их использования.
Культура внешнего вида
-степень соответствия внешнего облика целесообразности ситуации.