Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Якоб Йорданс (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты.
Автопортрет Йорданса с «Семейного портрета». Около 1615.
Слайд 2
Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор.
Христос предстает перед тремя Мариями
в облике садовника, ок.1616
Слайд 3
Йорданс практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты. Вообще в картинах Иорданса, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое.
Святое семейство с пастухами, 1616
Слайд 4
Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост. Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Насчитывается до 700 картин Йорданса, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях.
Апостолы Павел и Варнава
в Листре,
ок.1616
Слайд 5
В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью , плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный портрет”, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение пастухов”, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма.
Автопортрет с родителями, братьями и сестрами, ок.1615
Слайд 6
Поклонение пастухов, 1618
Слайд 7
В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “Сатир в гостях у крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Семья Йорданс в саду”, 1621, Музей Прадо, Мадрид; “Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.
Воспитание Юпитера, 1620
Слайд 8
Семья Йорданс в саду, 1621
Слайд 9
Сатир в гостях у крестьянина, ок.1622
(муз. им. Пушкина)
Слайд 10
Сатир и крестьянская семья
…еще варианты с Сатиром
и крестьянами
Слайд 12
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (“Сатир в доме крестьянина”, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем во время национального фламандского праздника “трех волхвов”, если найдет в своем куске пирога запеченный боб, и т.п. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах, в которых преобладают жанровые мотивы; кроме мифологических историй, художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах.
Сатир и крестьяне
1620-1621
Слайд 13
Бобовый король ок.1638, Эрмитаж
Слайд 14
Бобовый король
Musées Royaux des Beaux-Arts-Brussels
Слайд 15
С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе позднего барокко (панно “Триумф принца Фридриха Генриха Оранского”, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
Слайд 16
Трудно перечислить даже важнейшие произведения Якоба Йорданса ввиду их многочисленности и потому ограничимся перечислением только некоторых картин. “Святой Мартин, исцеляющий бесноватого” (Брюссель); “Поклонение пастухов”, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), “Сатир и крестьянин” — сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург); “Пьющий король” (Брюссель, Париж), “Нимфа и Фавн” (Стокгольм), “Марсий, истязаемый музами” (Амстердам), “Силен” (Дрезден, Монтобан), “Мистическое обручение святой Екатерины” (Мадрид), портрет адмирала Рюйтера (Лувр).
Портрет Рутгера Ле Уитера
Слайд 17
Творчество Йорданса во многих отношениях походит на живопись Рубенса, поэтому многие его картины, почти всегда неподписанные и без указания даты, были нередко приписаны Рубенсу. После смерти Рубенса Йорданс стал главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. В отличие от своего собрата по кисти и идейного вдохновителя Рубенса, Якоб Йорданс чурался мрачного драматизма; ему больше по душе были сцены безудержного народного веселья или аллегорические картинки на околомифологические темы.
Прометей
Слайд 18
Хорошее освещение, умелое сочетание света и тени, перегруженность пространства телами и предметами, всегда отличное настроение, – вот черты, отличающие художника от его современников - собратьев по живописи.
"Пир Клеопатры",1653
Слайд 20
В картинах Йорданса неоднократно встречается одна и та же женская фигура — Катарина ван Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая в 1616 году женой художника.
Если бы живописец не вздумал к банальному «Семейному портрету» добавить слово «аллегорический», работа выглядела бы слишком приторной. Но чудесное словечко «аллегория» сразу подстёгивает опытного зрителя к пристальному разглядыванию и высматриванию. Между тем, на знаменитом групповом портрете всё слишком и чересчур. Чересчур изогнутые в выражении чувств тела слишком пышных форм, чрезвычайно много света и мелких деталей, рекомендуемых к расшифровке. Амур со стрелой, направленной прямо в грудь соблазнительной красавицы; пасторальные веночки в руках женщин; пёстро-золотой попугай, сидящий на сомкнутых руках влюблённых; ярко-красные цветочки гвоздики, нарочито выделяющиеся на тёмной зелени, – так в иносказательной форме художник говорит о любви до гроба, трогательной целомудренности, верности в браке. Короче говоря, перед нами обычная сцена помолвки, поданная под сладким соусом аллегории.
Аллегорический семейный портрет",
1650-1652
Слайд 21
Из других обстоятельств жизни живописца заслуживает внимания тот факт, что, будучи католиком, Йорданс под старость перешел в кальвинизм. В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для залов амстердамской ратуши. Фламандский художник Якоб Йорданс работал до последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен по протестантскому обряду в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене.
Путь на Голгофу