Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Исследовательская деятельность на уроках литературы в старших классах
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Школа №22 г. Донецка» Яхиной И.Н.
Слайд 2
Формирование исследовательской позиции учащихся
Основным параметром оценки качества обучения на современном этапе становится не только объем усвоенных знаний, но и умение и готовность учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучение.
Слайд 3
Формирование исследовательской позиции учащихся
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
обеспечение высокой информативной ёмкости и системности в усвоении учебного материала,
широкий охват внутрипредметных связей,
формирование и развитие метапредметных навыков, универсальных учебных действий.
Слайд 4
Формирование исследовательской позиции учащихся
Главный принцип работы с детьми –
СОТРУДНИЧЕСТВО
Направление движения –
ОТ ЗНАМЕНИТОГО СОКРАТОВСКОГО «ИССЛЕДУЕМ!»
ДО ЕЩЁ БОЛЕЕ ЗНАМЕНИТОЙ
АРХИМЕДОВСКОЙ «ЭВРИКИ!»
Слайд 5
Формирование исследовательской позиции учащихся
Успешное решение задачи формирования исследовательской позиции зависит не столько от количества специальных заданий исследовательского характера, выполненных школьниками, сколько от исследовательского подхода учителя к литературе, к ученику, к преподаванию, именно от того «духа исканий», который должен ощущаться на каждом уроке.
Слайд 6
Формирование исследовательской позиции учащихся
Чувство удивления,
возможность открытия -
первый этап на пути
готовности к поисковой,
исследовательской
деятельности.
Так что будем помнить заповедь китайских мудрецов: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»
Слайд 7
Формирование исследовательской позиции учащихся
При изучении литературы в старших классах:
Сочинения-рассуждения
Ответы (краткие/развёрнутые) на проблемные вопросы
Создание учебных презентаций
Выполнение исследовательских работ
Защита проектов на научно-практических конференциях
Участие в конкурсах
Различные виды уроков и формы организации учебной деятельности учащихся, использование учебников-практикумов, основное назначение которых заключается в организации самостоятельной поисковой работы учеников над текстом изучаемого произведения под руководством учителя, будут способствовать созданию условий для постоянной включённости старшеклассников в познавательную ситуацию, приводящую к озарению, находкам, собственным открытиям.
Слайд 8
Формирование исследовательской позиции учащихся
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности
!!! Необходимо остерегать юных исследователей, от скороспелых суждений, от излишней самоуверенности и приучать их к научной строгости и ответственности
Слайд 9
Результаты
В ходе реализации исследовательского подхода в обучении учащиеся:
учатся умению самостоятельно добывать знания;
испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
развивают навыки самоорганизации;
формируют адекватную самооценку;
приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Слайд 10
Перспективы
Учебное исследование, должно быть не фрагментом открытого урока, а системой. Исследовательская деятельность должна стать ведущей образовательной технологией. Это, безусловно, очень перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.