Презентация - Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.

Слайд 2

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Слайд 3

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Слайд 4

Цель исследовательского метода
«вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Слайд 5

Основные этапы учебного исследования
Мотивация исследовательской деятельности. Формулирование проблемы. Сбор, систематизация и анализ фактического материала. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Доказательство или опровержение гипотез.

Слайд 6

Мотивирующая задача
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Слайд 7

Организовать практическую работу исследовательского характера
Построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 и измерить гипотенузу
Результат в таблице: a 12 6 8 b 5 8 15 c 13 10 17

Слайд 8

Домашнее задание :исследовательская работа со следующей мотивирующей задачей:
1.Кто же на самом деле изобрел теорему- Пифагор? 2. Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»? 3. Существуют ли другие доказательства теоремы?

Слайд 9

«Сумма внутренних углов треугольника»
 

Слайд 10

Провокационный вопрос:
«В каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов больше, в остроугольном или тупоугольном?»

Слайд 11

«Учебное расследование»
Может ли фигура с бесконечной площадью дать при вращении тело с конечным объемом?

Слайд 12

«Крупная» проблема
Вид многогранника В Г Р Примечание
Тетраэдр Октаэдр Икосаэдр Додекаэдр 12 - уг. пирамида 8 - уг. призма …

Слайд 13

«Мелкие» проблемные задания
Выполните действия и сравните полученные результаты:… Запишите в буквенной форме замеченное вами свойство. Каковы допустимые значения входящих в записываемое равенство переменных? Выполняется ли записанное вами равенство, если входящие в него множители не являются точными квадратами? Докажите ваше предположение, используя определение арифметического квадратного корня. Чему равно выражение …? …

Слайд 14

Мини-исследования
Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами? Как можно объяснить название «развернутый угол»? В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?

Слайд 15

Самостоятельная исследовательская работа учащихся
Реферат- творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Учебное исследование- работа, целью которой является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Проект- творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата.

Слайд 16

Основные этапы научного исследования
Постановка проблемы. Знакомство с литературой по проблеме исследования. Сбор собственного материала. Анализ, обобщение. Выводы. Результат исследования неизвестен заранее. Конечный результат обладает практической ценностью.

Слайд 17

В помощь учителю:
Сборник «Применение исследовательского метода на уроках математики: из опыта работы О.Н. Беловой учителя математики Моу СОШ № 1 г. Биробиджана» .-Биробиджан: ОблИУУ, 2009.-24с. 2. Сгибнев А. И. C26 Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2015. — 136 с.

Слайд 18

Подготовка к выполнению исследовательских работ
В начальных классах :используются специальные упражнения для развития памяти, внимания, наблюдательности,… Учащиеся 5 – 7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей обучают основам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых, творивших науку, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы, написание математических сказок, составление математических кроссвордов,…

Слайд 19

Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. В 10 – 11 классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе.

Слайд 20

Литература
Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М.: АСТ, 1998. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы/Библиотека журнала «Директор школы»– М.: Сентябрь, 2002 № 2. Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. № 7-8. Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. – М.: Просвещение, 1997. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. Долгих С. Школа собственных открытий// Народное образование. 2003. № 6. Журнал «Директор школы». Спецвыпуск.1997. № 25. Журнал «Директор школы»: 1998 № 6; 2002 № 2; 2003 № 2. Журнал «Математика в школе»: 1999 № 6, 2000 № 5,6,9; 2001 № 7; 2003 № 2-3; 2004 № 2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Просвещение, 1980. Поволяева М.Н. Творчество педагога – творчество ребенка// Внешкольник. 2000. № 11. Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся// Дополнительное образование.2001. № 7-8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. И.В. Усачева, И.И. Ильясов. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. № 5.

Слайд 21

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ