Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
Слайд 2
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Слайд 3
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Слайд 4
Цель исследовательского метода
«вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Слайд 5
Основные этапы учебного исследования
Мотивация исследовательской деятельности.
Формулирование проблемы.
Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
Выдвижение гипотез.
Проверка гипотез.
Доказательство или опровержение гипотез.
Слайд 6
Мотивирующая задача
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Слайд 7
Организовать практическую работу исследовательского характера
Построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5;
6 и 8; 8 и 15 и измерить гипотенузу
Результат в таблице:
a 12 6 8
b 5 8 15
c 13 10 17
Слайд 8
Домашнее задание :исследовательская работа со следующей мотивирующей задачей:
1.Кто же на самом деле изобрел теорему- Пифагор?
2. Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»?
3. Существуют ли другие доказательства теоремы?
Слайд 9
«Сумма внутренних углов треугольника»
Слайд 10
Провокационный вопрос:
«В каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов больше, в остроугольном или тупоугольном?»
Слайд 11
«Учебное расследование»
Может ли фигура с бесконечной площадью дать при вращении тело с конечным объемом?
Слайд 12
«Крупная» проблема
Вид многогранника В Г Р Примечание
Тетраэдр
Октаэдр
Икосаэдр
Додекаэдр
12 - уг. пирамида
8 - уг. призма
…
Слайд 13
«Мелкие» проблемные задания
Выполните действия и сравните полученные результаты:…
Запишите в буквенной форме замеченное вами свойство.
Каковы допустимые значения входящих в записываемое равенство переменных?
Выполняется ли записанное вами равенство, если входящие в него множители не являются точными квадратами?
Докажите ваше предположение, используя определение арифметического квадратного корня.
Чему равно выражение …?
…
Слайд 14
Мини-исследования
Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?
Как можно объяснить название «развернутый угол»?
В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?
Слайд 15
Самостоятельная исследовательская работа учащихся
Реферат- творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Учебное исследование- работа, целью которой является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Проект- творческая работа, связанная с
планированием, достижением и описанием определенного результата.
Слайд 16
Основные этапы научного исследования
Постановка проблемы.
Знакомство с литературой по проблеме исследования.
Сбор собственного материала.
Анализ, обобщение.
Выводы.
Результат исследования неизвестен заранее.
Конечный результат обладает практической ценностью.
Слайд 17
В помощь учителю:
Сборник «Применение исследовательского метода на уроках математики: из опыта работы О.Н. Беловой учителя математики Моу СОШ № 1 г. Биробиджана» .-Биробиджан: ОблИУУ, 2009.-24с.
2. Сгибнев А. И. C26 Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2015. — 136 с.
Слайд 18
Подготовка к выполнению исследовательских работ
В начальных классах :используются специальные упражнения для развития памяти, внимания, наблюдательности,…
Учащиеся 5 – 7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей обучают основам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых, творивших науку, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы, написание математических сказок, составление математических кроссвордов,…
Слайд 19
Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем.
В 10 – 11 классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе.
Слайд 20
Литература
Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М.: АСТ, 1998.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы/Библиотека журнала «Директор школы»– М.: Сентябрь, 2002 № 2.
Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. № 7-8.
Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. – М.: Просвещение, 1997.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
Долгих С. Школа собственных открытий// Народное образование. 2003. № 6.
Журнал «Директор школы». Спецвыпуск.1997. № 25.
Журнал «Директор школы»: 1998 № 6; 2002 № 2; 2003 № 2.
Журнал «Математика в школе»: 1999 № 6, 2000 № 5,6,9; 2001 № 7; 2003 № 2-3; 2004 № 2.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Просвещение, 1980.
Поволяева М.Н. Творчество педагога – творчество ребенка// Внешкольник. 2000. № 11.
Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся// Дополнительное образование.2001. № 7-8.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001.
Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.
И.В. Усачева, И.И. Ильясов. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. № 5.
Слайд 21
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ