Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ДИАГНОСТИКА И
КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Решетова И.В.
учитель-логопед,
ВКК
Слайд 2
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.
Д.Б Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Слайд 3
Нарушение фонематического восприятия:
Ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.
Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
Не формируется в нужной степени и грамматический строй.
При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Слайд 4
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
По данным Л. Ф. Спировой и А. В. Ястребовой низкий уровень фонематического восприятия у детей с ОНР с наибольшей отчетливостью выражается в следующих затруднениях:
при анализе звукового состава слова;
при различении на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь согласных).
К особенностям фонематического восприятия у дошкольников с ОНР относятся:
недоразвитие умения дифференцировать звуки;
замены, смешения, перестановки и сокращения
звуков;
недоразвитие умений звукового анализа.
Слайд 5
ДИАГНОСТИКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.
В ее задачи входят:
*определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
*выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
*оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
Задания:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
3. Различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу.
4. Дифференциация слогов.
Слайд 6
5.Дифференциация фонем.
6. Навыки звукового анализа и синтеза.
7.Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):
а) вычленение первого согласного звука из слов
б) вычленение последнего звука из слов.
в) определение места звука в слове.
г) определение последовательности звуков в слове.
д) определение количества звуков в слове — количественный анализ. Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
8.Исследование фонематического синтеза.
-Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
9. Исследование фонематических представлений (способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)
Назвать слова, в которых есть звук ш.
Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
Слайд 7
Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков.
«Кто что слышит»
«Шумящие мешочки/коробочки »
«Волшебная палочка
«Угадай, на чем играют?»
«Угадай, кто кричит/что звучит».
«Похлопаем»
Слайд 8
Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
«Кто тебя позвал?»
«Узнай свой голос».
«Три медведя».
Игры на различение сходных между собой звуков.
«Слушай и выбирай».
«Верно – неверно».
«Повторюшка».
Слайд 9
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:
*«Поймай звук»
* «Назови первый звук в слове»
*«Назови последний звук в слове»
*«Где стоит звук?»
* «Кто в каком домике живет»
*«Поймай и сосчитай»
*«Какой звук есть во всех словах?»
*«Подумай, не торопись»
*«Собери слово из букв»
*«Придумай слово»