Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Гиперактивные дети
Составитель педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Пешковская В.Р.
Слайд 2
Гиперактивный – «сверхподвижный»
Активный (лат. «activus») —деятельный, действенный.
«Гипер» (греч. «hyper») — над, сверху - указывает на превышение нормы.
Слайд 3
Три основных блока проявления гиперактивности
дефицит внимания
импульсивность
повышенная двигательная активность
Слайд 4
Гиперактивность
чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка проявлении в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Слайд 5
Дефицит активного внимания
неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени
Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Слайд 6
Импульсивность
неспособность затормозить свои непосредственные побуждения
Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
Слайд 7
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
- это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист
Слайд 8
Основные причины возникновения гиперактивности
патология беременности, родов,
инфекции и интоксикации первых лет жизни,
генетическая обусловленность.
Слайд 9
В основе гиперактивности
энцефалопатия (ПЭП) - «сборный» диагноз. В буквальном смысле означает «повреждение мозга».
минимальная мозговая дисфункция (ММД).
Слайд 10
Минимальная мозговая дисфункция (ММД)
– сборная группа различных патологических состояний.
Характерными признаками ее является повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.
Слайд 11
Что происходит с ребенком с диагнозом СДВГ.
При СДВГ поражены структуры мозга, обеспечивающие процесс торможения нервной системы. Поэтому у ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
Слайд 12
Нервная система гиперактивного ребенка работает с двойной нагрузкой (Е1+Е2)
Е1 – энергия, которая расходуется на процесс нормального возрастного развития ребенка
Е2 - энергия, которая расходуется на процесс компенсации (здоровые клетки мозга берут на себя функции поврежденных)
Слайд 13
В стрессовых ситуациях нервная система имеет нагрузку Е1+Е2+Е3
Е3 – дополнительная энергия на преодоление стрессовой ситуации, например:
подготовка к годовой контрольной или тестированию в престижную гимназию
восстановление организма после соматического заболевания.
В такой ситуации может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением.
Слайд 14
Основные критерии диагностики СДВГ Ребенок имеет дефицит внимания, если он:
не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
не слушает то, что ему говорят;
не в состоянии следовать инструкциям;
Слайд 15
Ребенок имеет дефицит внимания, если он:
не может организовать игру или деятельность;
имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
часто теряет вещи;
часто и легко отвлекается;
бывает забывчив.
Слайд 16
Ребенок гиперактивен, если он:
совершает суетливые движения руками и ногами;
часто вскакивает со своего места;
гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;
не может играть в "тихие" игры;
всегда находится в движении;
очень много говорит.
Слайд 17
Ребенок импульсивен, если он:
отвечает на вопрос, не выслушав его;
не может дождаться своей очереди;
вмешивается в разговоры и игры других.
Слайд 18
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка
должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей
Слайд 19
Главная задача родителей
обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка.
Родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах специалистам.
Слайд 20
Три западни, которые подстерегают родителей гиперактивного ребенка (Р.Кэмпбэлл, 1997)
Западня.Содержание.Пути преодоления
№1.Недостаток эмоционального внимания.Больше общаться с ребенком, играть, беседовать «по душам»
№2.Недостаток твердости и последовательностив воспитании.Составить список запретов и требований и четко следовать ему.
№3.Отсутствие навыков управления гневом.Обучать навыкам адекватного выражения чувств
Слайд 21
Основных направления в работе с гиперактивными детьми
развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
при необходимости - работа с гневом.
Слайд 22
Ошибки родителей гиперактивных детей
жесткие меры борьбы с непослушанием
предоставление ребенку полной свободы действий
Слайд 23
Рекомендации родителям гиперактивных детей
Слайд 24
Эмоционально-нейтральный фон
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Во время совместных занятий избегайте не только криков и приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
Слайд 25
«Позитивная модель» общения с ребенком.
Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи.
Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
Предлагайте альтернативные способы поведения
Не прибегайте к физическому наказанию.
Слайд 26
Чёткий распорядок дня
И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий, и отход ко сну необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время.
Слайд 27
Сон и отдых
Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля.
Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора, компьютера.
Избегайте больших скоплений людей.
Слайд 28
Спокойная обстановка дома
Желательно, чтобы обои в комнате ребенка были неяркого, успокаивающего цвета.
Организуйте ребенку свой уголок для занятий. Перед занятием уберите со стола все лишнее, что отвлекало бы его внимание.
Слайд 29
Четкие правила поведения
Определите для ребёнка рамки поведения. Будьте последовательны в своих требованиях и запретах.
Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
Слайд 30
Организация процесса занятий
Ставьте перед ребенком выполнимые задачи
Разделите процесс обучения на короткие периоды
Снизьте требовательность к аккуратности
Следите, чтобы ребенок не отвлекался
Развивайте осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
Слайд 31
Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
Слайд 32
Выполнение обязанностей по дому
Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
Слайд 33
Система поощрений и закрепления достижений
Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
Введите балльную или знаковую систему вознаграждения
Слайд 34
Физические нагрузки
Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
Слайд 35
Релаксационные игры и занятия
Игры с песком и водой
Прослушивание спокойной музыки
Спокойные прогулки с родителями перед сном
Слайд 36
Развитие познавательного интереса
Задача родителей — найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребёнка.
Слайд 37
Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание.
Проводите с ним больше времени: играйте, общайтесь, учите социальным навыкам.
Слайд 38
Литература
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок., или все о гиперактивных детях. –
2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
5. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»:
Слайд 39
ГБУ ДО ЦПМСС Фрунзенского р-на
Приглашает детей и родителей на бесплатные консультации и коррекционные занятия
Наш адрес
Ул. Белы Куна, д.24., к.2, школа № 215
Тел. 490-88-72
cpmss-frn.edusite.ru