Презентация - Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества
Распечатать
  • Уникальность: 85%
  • Слайдов: 30
  • Просмотров: 437
  • Скачиваний: 45
  • Размер: 11.44 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 1
Посмотрите предложенные фрагменты и ответьте на вопросы:

Слайд 2

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 2
1. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

Слайд 3

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 3
2. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется…?

Слайд 4

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 4
3. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется…?

Слайд 5

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 5
4. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называется…?

Слайд 6

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 6
5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется…?

Слайд 7

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 7
Используя ответы, сформулируйте тему занятия.

Слайд 8

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 8
Физика в природе

Слайд 9

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 9
1. Доводилось ли вам наблюдать, как зарождаются ледяные рисунки на оконных стеклах?
Оказывается, очень часто самые первые кристаллы льда появляются на оконных стёклах не произвольно, не где попало, а вдоль царапин, микротрещин и других дефектов, которые всегда есть на стёклах. Такие ледяные кристаллы как бы визуализируют эти невидимые или почти невидимые дефекты.
Явление, о котором идёт речь, наблюдается не только зимой при замерзании оконных стёкол, но и во многих случаях при конденсации паров или при осаждении какого-либо вещества на поверхности аморфного или кристаллического твёрдого тела с нарушенной структурой поверхности. Это явление называется декорированием

Слайд 10

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 10
А теперь попробуйте объяснить явление из произведения К.Г.Паустовского: «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинное произведение искусства».

Слайд 11

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 11
2.Куда девается снег, выпадающий на горах выше снеговой линии?

Слайд 12

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 12
Снег превращается в фирн, а затем в лёд, в результате чего образуются ледники (происходит уплотнение снежного покрова, верхний слой на солнце подтаивает). Под собственной тяжестью ледники «сползают» со склонов вниз, пересекают снеговую линию, тают и дают начало горным рекам. Снеговая линия – уровень земной поверхности, выше которого накопление твёрдых атмосферных осадков преобладает над их таянием и испарением. Михаил Васильевич Ломоносов называл её линией вечной зимы. Чем дальше от экватора, тем ниже эта линия. Фирн (немецкий язык firn – прошлогодний, старый), крупнозернистый уплотнённый снег, состоящий из связанных между собой ледяных зёрен. Фирн является переходной стадией между снегом и льдом.

Слайд 13

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 13
3.Пресная вода замерзает при 0°C. А знаете ли вы, что в Казахстане есть озеро, одна часть которого замерзает только при сильных морозах, в то время как другая – при 0°C. Что это за озеро и чем это объяснить?

Слайд 14

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 14
Это озеро Балхаш. Его западная более пресная часть, замерзает при 0°C, а восточная, более солёная замерзает при более низких температурах. Различие в солёности его западной и восточной частей происходит из-за того, что далеко вдающиеся в озеро полуострова чуть ли не полностью перегораживают его в средней части и препятствуют смешиванию вод. А потому западная часть озера, куда впадает река Или, более пресная, чем восточная.

Слайд 15

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 15
4.Всегда ли туман одинаковый?

Слайд 16

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 16

Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов, или тех и других в приземном слое атмосферы (иногда до высоты в несколько сотен метров), понижающее горизонтальную видимость до 1 км и менее. Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных (жидких или твёрдых) частицах, содержащихся в воздухе (так называемых ядрах конденсации). Туман из водяных капель наблюдается главным образом при температурах воздуха выше –20°C, но может встречаться даже и при температурах ниже –40°C. При температуре ниже –20°C преобладают ледяные туманы. Они состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих форму столбиков. Число кристаллов в кубическом сантиметре ледяного тумана обычно меньше 100. Поэтому ледяные туманы, как правило, не бывают очень густыми. Фридрих Каспар писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Величие Средневековья уходит в небытие, как бы говорил художник, чудеса остались только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли. Видимость в тумане зависит от размеров частиц, образующих туман, и от его водности (количества сконденсированной воды в единице объёма). Радиус капель тумана колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство капель имеет радиус 5–15 мкм при положительной температуре воздуха и 2–5 мкм при отрицательной температуре. Тёплый туман состоит из более «толстых» капелек, холодный – из «худосочных» :-) Не только размеры капель определяют водность туманов, но и то, ка плотно они «упакованы». Водность тумана обычно не превышает 0,05–0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1–1,5 г/м3. Количество капель в 1 см3 колеблется от 50–100 в слабых туманах и до 500–600 в плотных. В очень плотных туманах видимость может понижаться до нескольких метров. Если в тумане преобладают капли-карлики (радиусом менее 1 мкм), то говорят, что это не туман, а дымка. Если же они так велики, что видны невооружённым глазом, то это морось.

Слайд 17

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 17
5.Происходят ли изменения агрегатных состояний вещества в живой природе?
Живые организмы примерно до 80% состоят из воды. Главная масса воды в растениях испаряется в воздух листьями. На нижней стороне листа расположены особые клетки – устьица. Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам и испаряется через них. Испарение зависит от условий окружающей среды и состояния устьиц. У некоторых растений устьица открыты только днём, а на ночь закрываются. При недостатке воды устьица таких растений закрываются даже днём и выделение водяного пара из листьев в воздух прекращается. В благоприятных условиях устьица открываются снова.

Слайд 18

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 18
Разные растения испаряют разное количество воды. Так кукуруза за сутки испаряет 0,8л воды, капуста – 1 л, а берёза – больше 60 л воды. При разных условиях одно и то же растение испаряет разное количество воды. Например, в пасмурную погоду воды испаряется меньше, чем в солнечный день. При сильном сухом ветре испарение идёт сильнее, чем в тихую погоду. Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению вода поступает через корни по стеблю в листья. В жаркие дни растениям грозит опасность перегрева от солнечных лучей. При испарении же листья охлаждаются, и растение не перегревается.

Слайд 19

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 19
Опасность перегрева в жаркие дни грозит не только растениям, но и животным. Поэтому, защищаясь от перегрева, и животные, и человек потеют, то есть тоже испаряют воду. В нашей коже есть потовые железы, через кожные поры этих желёз происходит выделение воды, которая испаряясь, охлаждает наш организм, не давая ему перегреваться даже в самую большую жару. Наверное, вы все видели собак с открытой пастью и сильно высунутым языком. Так собаки защищаются от перегрева. Ведь у них нет потовых желёз в коже, поэтому обильно выделяющаяся слюна, испаряясь с языка, охлаждает организм собаки.

Слайд 20

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 20
Как вы думаете, зачем слону нужны такие большие уши?

Слайд 21

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 21
6. Откуда у кометы хвост?
Кометы – это небесные тела, движущиеся вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам. С приближением к Солнцу у них образуется огромный газовый хвост. Хвост возникает за счет того, что ядро кометы под действием солнечных лучей начинает интенсивно испаряться, поскольку состоит из водяного пара с примесью пыли. Идет процесс сублимации (переход вещества из твёрдого состояния в газообразное без пребывания в жидком состоянии) ледяного ядра кометы. Выкипающее вещество сдувается с ядра солнечным ветром, поэтому хвост направлен от Солнца, а не вдоль траектории кометы, так что хвост иногда движется даже перед кометой.

Слайд 22

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 22
Гонка за лидером
1.Если мокрой рукой взяться на сильном морозе за массивный металлический предмет, то рука примерзает к металлу так сильно, что можно повредить кожу, отрывая её. Объясните явление. Почему мокрая рука не примерзает на морозе к деревянным предметам? 2.Почему в не отапливаемых овощехранилищах в целях предохранения овощей от замерзания устанавливают большие кадки с водой? 3.Что днём растёт в длину, а вечером в толщину? Как образуются сосульки? 4.Разъясните народную примету: «Если Луна ясная – жди мороза». 5.У растений населяющих пустыню листья зачастую недоразвиты, они представляют собой крохотные чешуйки или превращены в колючку (кактусы). Процесс фотосинтеза осуществляется в зелёных – массивных стеблях растений. Поясните меры «предпринятые» растениями для минимальной потери влаги. 6.Объясните, почему при образовании тумана ощущается увеличение температуры воздуха? 7.Как будите готовить хрустящий картофель, – накрывая сковородку крышкой или нет? Почему? 8.Зачем пчелы в сухие и жаркие дни развешивают капельки воды на верхних стенках улья? 9.Почему огурец всегда на 1-2С холоднее окружающей среды? 10.Почему листья пустынных растений покрыты как пухом густыми серебристыми волосками? 11.О каком природном явлении говорится в загадке: «Мостится мосток без топора, без клина, без досок»?

Слайд 23

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 23
Физика в поэзии

Слайд 24

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 24

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд. (А.С.Пушкин)
Вопрос. Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно? Почему коньки скользят по льду тем хуже, чем сильнее мороз?

Слайд 25

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 25

У ног его дымились тучи, В степи взвивался прах летучий; Уже приюта между скал Елень испуганный искал; Орлы с утёсов подымались И в небесах перекликались; Шум табунов, мычанье стад Уж гласом бури заглушались... И вдруг на долы дождь и град Из туч сквозь молний извергались; (А.С.Пушкин)
Вопрос. Объясните образование града. В какое время года и в каких широтах наиболее вероятно выпадение осадков в виде града?

Слайд 26

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 26

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у краястремнины; Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. (А.С.Пушкин)
Вопрос. Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут долго держаться на одной высоте, хотя и не машут при этом крыльями.

Слайд 27

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 27
Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре Недвижно стоит, размышляя, Старик на высоком бугре. (Н.А.Некрасов)
Вопрос. Что за «серебро» на усах и бороде старика? И каковы причины его образования?
Все молчит, - лучина с треском Лишь горит багровым блеском, Да по кровли ветр шумит. (А.А.Фет)
Вопрос. Почему лучина горит с треском?

Слайд 28

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 28

Бледнеет ночь… Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. (И.А.Бунин)
Вопрос. Что такое туман? Как образуется роса?
Глянем поглубже в расселины скал: Тихо в кристаллах растет минерал. (И.В.Гете)
Вопрос. О каком природном явлении здесь говорится?

Слайд 29

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 29
Рефлексия
Продолжите фразы:

Слайд 30

Обобщение материала по теме Агрегатные состояния вещества, слайд 30
Домашнее задание
Составить задачи на основе литературных произведений.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.