Презентация - Лексический анализ задание №8-без ошибок

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Лексический анализ задание №8-без ошибок
Распечатать
  • Уникальность: 97%
  • Слайдов: 29
  • Просмотров: 535
  • Скачиваний: 49
  • Размер: 0.24 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 1

Лексический анализ Задание №8-без ошибок
Составитель:Таппагарова В.Е, учитель русского языка и литературы МБОУ «ВВСОШ №4 имени Д.С.Спиридонова»

Слайд 2

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 2
Формулировка задания:
1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? Ответ: действительно /правда

Слайд 3

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 3
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Слайд 4

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 4
Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ
Без натуги – легко Благодеяние-одолжение Болтали – разговаривали Брякнулся –упал во всеуслышание - громко Впрямь- действительно, правда Враньё- обман Вторгаться- вмешиваться Вызволить- спасти

Слайд 5

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 5

(не) вздумала – решила внушало ужас – пугало голосишь -кричишь Долговязый- нескладный Загвоздка - затруднение Зашушукались-зашептались Здорово-очень Лютый- жестокий Раз - если

Слайд 6

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 6

Радостно-весело Невозмутимо - спокойно Невнимательный –рассеянный Непреходящего-постоянного Нынешние- современные Идти- шагал Сказал – промямлил Смазал – ударил Смахивал - похож

Слайд 7

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 7

Смело-храбро Сомкнув-смежив Стырил –украл Страшно- очень Трепет- волнение Надлежало-предстояло Невзначай -случайно Неужто –разве Небось - наверное Неизвестный-неведомый Ляпнуть-скажет

Слайд 8

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 8

Орава -толпа Отречься –отказался Отныне - теперь Парня-юношу Послание -письмо Почище-лучше Простой-незатейливый Питомцы – воспитанники Пиликал - играл Чудились- казались Чудно- странно Храбро - смело

Слайд 9

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 9

Шлёпнулся- упал Штуками – предметами Щуплый –худой Украдкой -тайком Угомонились -успокоили Экий- какой

Слайд 10

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 10
№8 Лексический анализ.
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. Ответ: худой

Слайд 11

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 11
№8 Лексический анализ.
Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него? Ответ: письмо

Слайд 12

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 12
№8 Лексический анализ.
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Небось, видели? Ответ: наверное

Слайд 13

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 13
№8 Лексический анализ.
В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы. (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу. (13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Ответ: радостновесело

Слайд 14

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 14
Фразеологизмы
В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку. – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно! Ответ:сколькодушеугодно

Слайд 15

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 15
СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ
На произвол судьбы — без какой либо помощи, поддержки, без присмотра Ровным счётом ничего - ничтожно мало; абсолютно (ничего). Сколько душе угодно - очень много, в большом количестве чего либо. Уносить ноги - удирать, спасаться бегством. Как по писаному — (говорить) гладко, без запинки Будь здоров - пожелание Разводить руками -удивляться, недоумевать; не знать, как поступить в затруднительном положении

Слайд 16

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 16
Не давать/не дать в обиду -не позволять обижать кого-либо, заступаться за кого-либо. Время от времени — иногда. Взяться за ум - прекратить заниматься ерундой и начать делать дело Как <будто> ни в чём не бывало - делая вид, что ничего не произошло, не случилось. Днем с огнем (не сыщешь) – показывает крайнюю редкость того, что приходится искать, Из рук в руки - от одного к другому Не то слово - о чем-то, что значительно отличается от прозвучавшей оценки.

Слайд 17

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 17
Формулировка задания:
1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком. (3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы. Ответ: ровным счётом

Слайд 18

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 18
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении
В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово. (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё. Ответ: опешили

Слайд 19

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 19
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Бомбардир-нападающий игрок в командных играх с мячом Бойкот- прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка Гамак- подвесное полотнище или сетка для лежания Гордость-чувство собственного достоинства, самоуважения, Деликатно-вежливо Заманчивый- обещающий успех, выгоды, удовольствие Комбинезон- костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк Мастер- специалист, достигший высокого искусства в своём деле Мольберт-подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу Обсерватория- «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений

Слайд 20

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 20
Пренебрёг-отнестись без внимания к чему-либо, Привязанность- чувство близости, основанное на преданности и симпатии Просека-полоса в лесу, очищенная от деревьев Русло-углубление в грунте, по которому течёт водный поток, Разбить-победить, нанеся поражение Смежив-сомкнув, закрыв Соратник-«испытанный, надёжный товарищ», Элегантный- «изысканный, изящный, Этюд- «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения»

Слайд 21

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 21
Формулировка задания:
1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово. (6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду. Ответ: деликатно

Слайд 22

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 22
Антонимы
– слова одной части речи, противоположные по значению. Например, спрашивать-отвечать, отдёрнуть-протянуть, мёртвый-живой, много-мало, проснуться-уснуть,жизнь-смерть,весёлый-грустный,хороши-плохи,грубый-ласковый,тяжело-легко,узкий-широкий,взлетал-падал,молодой-старый,толстый-тонкий,грустно-весело.

Слайд 23

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 23
Формулировка задания:
1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль. – (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом? – (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик. – (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания? – (36)Мои сыновья, Семён и Василий Ответ: отвечает

Слайд 24

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 24
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
Нейтральная - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики. Книжная - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например, непреходящего-постоянного. Разговорная - это слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например, маячили,пробурчал, промямлил,дуться,сморило Просторечная - это слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например, : влепить, ляпнуть-скажет, здорово-очень, донять-достать, простофиля, неужто

Слайд 25

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 25
Формулировка задания:
В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово. (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. Ответ: сморило

Слайд 26

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 26
Активный и пассивный запас лексики
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова. Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. Например, благодеяние - одолжение, тракт- большая наезженная дорога, отведай.

Слайд 27

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 27
Формулировка задания:
В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово. (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Мама. (38)Мамочка. (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. Ответ: трактам

Слайд 28

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 28

Слайд 29

Лексический анализ задание №8-без ошибок, слайд 29
Использованная литература
Открытый Банк заданий ОГЭ
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.