Презентация - Урок повторения «Лексика и фразеология»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Урок повторения «Лексика и фразеология»
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 18
  • Просмотров: 4616
  • Скачиваний: 1408
  • Размер: 0.81 MB
  • Класс: 8
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 1
Лексика и фразеология. Урок повторения в 8 классе.
Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

Слайд 2

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 2
Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексика (от греч.— словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка. Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Слайд 3

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 3
Классификация лексики
По происхождению: исконно русская заимствованная

Слайд 4

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 4
Классификация лексики
По сфере употребления:
Общеупотребительная
Ограниченная в употреблении: -диалектная -специальная -жаргонная

Слайд 5

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 5
Классификация лексики
По степени современности: новая устаревшая: -историзмы -архаизмы

Слайд 6

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 6
Классификация лексики
По эмоциональной и стилистической окрашенности: высокая нейтральная сниженная

Слайд 7

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 7
Синонимы-
Антонимы-
Омонимы-
слова одной части речи, различные по звучанию и написанию , но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова

Слайд 8

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 8
Тренировочные задания по лексике и фразеологии
Укажите, какие пары являются синонимами, антонимами, омонимами. Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.

Слайд 9

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 9
Сгруппируйте антонимы
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Слайд 10

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 10

В каком примере неправильно дана пара синонимов? А) дистанция – расстояние Б) фиаско – победа В) приоритет – первенство Г)функционировать –работать
Какая пара слов не является антонимами? А) баснословный, мизерный Б)благоговейно, непочтительно В)равнодушие, индифферентность Г)сумасбродство, благоразумие

Слайд 11

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 11
Какие фразеологические обороты не являются синонимами? А) важная птица, птица невысокого полёта Б) в мгновение ока, в два счёта В) во всю ивановскую, во время оно Г) сломя голову, что есть мочи
Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что – то»? А) тришкин кафтан Б) прокрустово ложе В) дамоклов меч Г) пиррова победа

Слайд 12

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 12
Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно? А) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точный Б) абориген – коренной житель той или иной страны В) баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом Г) акватория – участок водоёма, водной поверхности
В каком предложении слово одеть употреблено неправильно? А) Ослепительный снег одел все горы и преобразил их. Б) Мы долго рассуждали, как потеплее одеться завтра. В) Хочу одеть новое пальто и показать его вам. Г) Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу.

Слайд 13

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 13
Замените слово РАЗУМЕЛ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Под волей он разумел свободу.  
Замените слово УВЯЗАЛСЯ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было.

Слайд 14

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 14
Замените разговорное слово УЙМА стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. Причин уйма.
Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из предложения стилистически нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним. У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

Слайд 15

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 15
Проверь свою лексическую осведомленность
Антитеза- а)проблема; б) преувеличение; в) противопоставление; г)главная мысль.
Доминировать- а)достигать; б)развиваться; в)преобладать; г)растворяться

Слайд 16

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 16
Проверь свою лексическую осведомленность
Рациональный- а)потусторонний б)таинственный в)материальный г)целесообразный
Приоритет- а)льгота б)выбор в)первенство г)равенство

Слайд 17

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 17
Проверь свою лексическую осведомленность
Резонанс- а)опыт б)договор в)довод г)отзвук
Виртуальный- а)специальный б)определенный в)воображаемый г)сверхъестественный

Слайд 18

Урок повторения «Лексика и фразеология», слайд 18
Спасибо за внимание!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.