Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Терволовская ОООШ» структурное подразделение - дошкольное отделение
Семинар практикум
на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Подготовила зам. директора по УВР:
Саволайнен И.В.
Слайд 2
Цель: совершенствовать уровень педагогического мастерства по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность;
расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии;
сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе о опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников;
активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.
Слайд 3
Академик Н.Н. Подьяков подчеркивал:
«Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
Слайд 4
Опыт – единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
Значение слова Опыт по словарю синонимов:
Опыт = эксперимент
Экспериме́нт (от латинского experimentum — проба, опыт), служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.
Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.
Слайд 5
Эксперименты классифицируют по разным принципам
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации):
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
Слайд 6
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные; многократные, циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
Слайд 7
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Слайд 8
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
1. Непрерывная образовательная деятельность (занятие);
2. Совместная деятельность взрослого с детьми; (блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности);
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы
Занятия;
Эксперименты и опыты;
Дидактические игры;
Беседы;
Труд;
Экскурсии;
Работа в лаборатории.
Слайд 9
Методы
Методы, повышающие познавательную активность. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).
Слайд 10
Примерная структура эксперимента
Проблема
Постановка задачи
3. Варианты решения
4. План эксперимента
5. Выбор оборудования
6. Правила безопасности
7. Эксперимент
8. Вывод
9. Связь с жизнью
10. Обобщения
Слайд 11
Практическая часть:
Слайд 12
«Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать», - писал психолог П.П. Блонский.