Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 16-детский сад»
Мастер- класс
«Особенности преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате»
Автор: Эбзеева Зурида Ансаровна
Организация: МБОУ «Гимназия 16-детский сад»
Населенный пункт: Карачаево-Черкесская республика, г.Черкесск
Слайд 2
Введение
Современное образование направлено на проектирование эффективных моделей обучения, мотивирование деятельности школьника на изучение учебных предметов.
По известным всем причинам третья четверть 2020 года началась с перехода на дистанционное обучение. Многие педагоги вынуждены были продумывать новые методики изучения нового материала и проверки знаний обучающихся.
Школам пришлось искать новые пути решения задач в режиме цейтнота. Но, стоит заметить, что именно в этих условиях в образовательных организациях России родился неоценимый опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Особое внимание уделялось методикам преподавания сложных учебных предметов детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4
Опыт развития дистанционного обучения детей-инвалидов и учащихся общеобразовательных школ чрезвычайно важен для российского образования.
При дистанционном обучении нет возможности записать задание на доске, поэтому не приходиться задействовать определенную рабочую зону доски в зависимости от доминанты полушарий головного мозга. Однако, применение собственных ЦОР, позволяет организовать работу на уроке с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учеников.
Для левополушарных детей учитель предлагает задания, записанные с правой стороны на темном фоне светлыми буквами, а правополушарным – наоборот, с левой стороны на светлом фоне темными буквами.
Связь информации с реальностью, практикой – это условие необходимо для успешной деятельности правополушарных учащихся.
Слайд 5
Вспомним слова Галилео Галилея:
«Природа говорит языком математики».
Это хочется продемонстрировать при проведении дистанционных уроков.
Для демонстрации презентаций, отражающих практическую значимость изучаемого материала, в Скайпе выбирается функция предоставления доступа к экрану, учитель показывает слайды, сопровождая их речью. Таким образом, становятся задействованными зрительный и слуховой каналы восприятия.
Правополушарным учащимся предлагается непосредственно составить задачу, а левополушарные учащиеся привлекаются к анализу предложенных задач, их преобразованию, когда за основу берется текст готовой задачи, изменяются либо несущественные элементы (композиция задачи, слово или группа слов, сюжет, числовые данные), либо существенные (характер одной-двух зависимостей условия, некоторые действия, решения).
Слайд 6
Описание мастер-класса.
Цель мастер-класса ответить на вопросы:
1. Какие существуют особенности преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате?
2. Как организовать обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся с ОВЗ?
3. Какие образовательные технологии применяются при преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате?;
4. Какие используются методы достижения целей учебного процесса?
Для проведения мастер-класса был создан отдельный канал в Телеграм. Где представлены основные разделы.
Слайд 7
Отвечая на эти вопросы, мы познакомимся с ресурсами, которые помогают общаться с детьми, учителями, родителями дистанционно, изучим ресурсы, которые можно применять в дистанционном образовании, попробуем создать интересный материал для учащихся.
Слайд 8
Для начала определим плюсы и минусы преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате.
Плюсы преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате:
1. Возможность обучаться в своем темпе.
2. Возможность обучаться в любом месте.
3. Доступность учебных материалов.
4. Обучение в спокойной обстановке.
5. Индивидуальный подход.
Многие дети с ОВЗ трудно адаптируются в обычной школьной среде, им важно постоянно находиться в комфортных условиях. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья это очень важно.
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо учитывать трудности каждого отдельно взятого обучающегося. Трудности, которые испытывают данные обучающиеся в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности).
Слайд 9
Как и в любой другой форме обучения, существуют и минусы преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате:
1. Недостаток практических знаний.
2. Недостаточная компьютерная грамотность. Допустим, если брать отдельные районы Карачаево-Черкесской республики (особенно горные местности, с труднодоступным интернетом), практически половина населения не владеют навыками работы за компьютером.
Слайд 10
Задачи необходимые решить, чтобы выстроить систему организации преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате.
Необходимо изучить медицинские и психолого-педагогические условия для дистанционного обучения детей с ОВЗ;
Выработать рекомендации для родителей детей с ОВЗ связанные с обучением математики в дистанционном формате. Разработать программы работы с семьей, с обязательным включением родителей в процесс обучения ребенка с ОВЗ;
Непрерывное педагогическое сопровождение дистанционных курсов с обязательным использованием методик психологической диагностики. Решение данной задачи позволит выявить индивидуальные особенности развития ребенка и отследить динамику.
Слайд 11
Структурные элементы дистанционных занятий по математике для обучения детей с ОВЗ:
1) лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);
2) изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);
3) самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);
4) конференция в чате; конференция в форуме;
5) коллективная проектная работа;
6) индивидуальная проектная работа;
7) тренировочные упражнения;
8) тренинг с использованием специальных обучающих систем;
9) контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);
10) консультация.
Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.
Слайд 12
В работе по предмету на уроках и во внеурочное время помогают группы, сообщества в социальных сетях, где размещаются объявления об олимпиадах, ссылки на вебинары, интересные материалы по подготовке, справочники.
Все созданные материалы, разработки, презентации детей и учителей, записи онлайн-уроков я выкладываю в папки на своем Гугл-диске для изучения и использования в учебе и работе.
Слайд 13
«Найди части»
«Любимое число»;
Можно создать кроссворд; совершать различные манипуляции с определениями – создать плакат; игру с карточками «Любимое число»; «Красивый угол», «Найди части», «Интересная математика» и многое другое.
«Красивый угол»,
При этом в карточках детей с ОВЗ использую: наглядность; присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.
Слайд 14
В своей работе активно использую платформу «Учи.ру», где ребята в игровой форме изучают порой очень сложные темы, им очень нравится. Ребята решают карточки от учителя, марафоны, у нас отлажена система премирования за отличные результаты.
Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их
Слайд 15
Методы и приёмы, которые я использую:
• словесный метод;
• наглядный метод;
• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя;
• методы контроля (как устный, так письменный);
• методы самоконтроля и взаимоконтроля;
• дифференцированная работа.
• работа в группах
Слайд 16
Оценивая работу ребёнка с ОВЗ
Практически всегда отмечаю его хорошее поведение, его прогресс.
Даю возможность исправить и переписать работу, чтобы улучшить оценку.
Таким образом я выстраиваю свою работу в классах, где учатся дети с ОВЗ.
Подведем итоги мастер-класса «Особенности преподавания математики детям с ОВЗ в дистанционном формате».
Слайд 17
У дистанционного обучения гораздо больше положительного.
Образование благодаря дистанционной форме более доступно, дети с ОВЗ становятся более мобильными и независимыми, через процесс электронного обучения можно сделать привлекательной визуализацию содержания обучения, ДО позволяет детям с ОВЗ удовлетворить индивидуальные потребности учащихся.
У дистанционного обучения гораздо больше положительного, чем отрицательного, вместе с традиционным обучением - это великая сила!
Спасибо за внимание, успехов в работе!