Презентация - Критика младограмматизма

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Критика младограмматизма
Распечатать
  • Уникальность: 87%
  • Слайдов: 16
  • Просмотров: 357
  • Скачиваний: 64
  • Размер: 3.18 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Критика младограмматизма, слайд 1
Критика младограмматизма
Подготовлено Теребовой А.А., Столяровой Д.Н.

Слайд 2

Критика младограмматизма, слайд 2
В начале ХХ века, когда вслед за открытиями наступает период относительного затишья, поднимается ожесточенная критика младограмматической трактовки языка и методов его исследования.
Сюда, прежде всего, относится направление «слов и вещей» австрийского лингвиста Гуго Шухардта (1842 – 1928) и связанная с этим течением лингвистическая география, школа эстетизма, возглавляемая немецким лингвистомроманистом Карлом Фосслером (1872 – 1949), и оформившаяся несколько позднее итальянская школа неолингвистики.

Слайд 3

Критика младограмматизма, слайд 3
Направление «слов и вещей». Лингвистическая география.
Лингвистическая география (лингвогеография) - один из разделов языкознания, задачей которого является изучение закономерностей территориального распространения языковых явлений (фонетических, морфологических, синтаксических, лексико-семантических) или отдельных конкретных языковых фактов
Против младограмматической трактовки звуковых законов выступил в самый расцвет младограмматизма Г. Шухардт в статье «О фонетических законах (против младограмматиков)» (1885).

Слайд 4

Критика младограмматизма, слайд 4

Вместе с тем он отмечал, что лингвисты «должны научиться находить общее в частном, и в силу этого правильное понимание какого-нибудь важнейшего факта, играющего решающую роль в языковедческой науке, имеет гораздо большее значение, чем понимание любой частной формы явления»

Слайд 5

Критика младограмматизма, слайд 5

В 1909 г. Г. Шухардт и его австрийский коллега Рудольф Мерингер (1859 – 1931) начинают издавать журнал «Слова и вещи», откуда и название этого течения в лингвистике.
По характеру своей концепции течение «Слова и вещи» замыкалось в области проблем этимологии, лексикологии и семасиологии

Слайд 6

Критика младограмматизма, слайд 6

В тот же период в Германии Георг Венкер (1852 – 1911), во Франции Жюль Жильерон (1854 – 1926) на основе «географического выравнивания» Шухардта и «волновой теории» И. Шмидта (1843 – 1901) создают лингвистическую географию, у истоков которой стоят Бодуэн де Куртенэ и Г. Асколи (1829 – 1907).

Слайд 7

Критика младограмматизма, слайд 7

В 1903 г. была основана Московская диалектологическая комиссия и в России, которая издала в 1915 г. работу «Диалектологическая карта. Русский язык в Европе».
Стал очевидным тезис «географического варьирования» языка Шухардта: диалектные массивы оказались не сплошными, а с различными областями распространения отдельных явлений говора – слов, форм и звуков, так называемыми изоглоссами.
ИЗОГЛОССА, изоглоссы, жен. (от греч. isos - равный и glossa - речь, язык) (линг.). Линия, соединяющая на географической карте места с одинаковыми языковыми особенностями. ИЗОГЛОССА -ы; ж. [от греч. isos - равный и glōssa - язык] Лингв. Линия на диалектологической карте, обозначающая границу распространения отдельного языкового явления.

Слайд 8

Критика младограмматизма, слайд 8
Неолингвистика.
Направление в итальянском языкознании, сложившееся в 20-е гг. XX века в рамках полемики с идеями младограмматизма. Неолингвистика декларировала принцип изучения языка в неразрывной связи с человеком, поддерживала идею языковых союзов, отвергала концепцию родословного древа языков, уделяя особое внимание смешению языков, контактам языковым разного уровня и происхождения. Его представителями являются итальянские лингвисты Джулио Бертони (1878 – 1942), Маттео Бартоли (1873 – 1946), Витторио Пизани (1899 – 1990), Джулиано Бонфанте (1904 – 2005) и другие. Принципы новой школы были впервые изложены в «Кратком очерке неолингвистики» (1925), авторами этой книги являлись Дж. Бертони и М. Бартоли.

Слайд 9

Критика младограмматизма, слайд 9

Методологические принципы неолингвистики базируются на идеях Гумбольдта о языке как духовной деятельности, положениях итальянского философа-интуитивиста Бенедетто Кроче (1866 – 1952) и К. Фосслера о художественном творчестве как движущей силе языковых изменений, тезисах Шухардта о географическом варьировании и смешении языков, волновой теории И. Шмидта.
По их мнению, единого языка не существует, имеется лишь совокупность различных изоглосс. Отсюда и определение языка как системы изоглосс, «соединяющих индивидуальные лингвистические акты».
Принципы лингвистической географии они применяют и при изучении индоевропейского праязыка, считая при этом, что между языками нет четких границ, а существует лингвистическая непрерывность с постепенными переходами.

Слайд 10

Критика младограмматизма, слайд 10

«Так же как нет реальных границ или барьеров между языками одной группы (например, французским, провансальским, итальянским и т.д.), так нет их и между языками одного семейства (например, французским и немецким или между немецким и чешским) или даже между языками различных семейств (например, русским и финским)» – считает Бонфанте

Слайд 11

Критика младограмматизма, слайд 11
Эстетизм в языкознании.
Карл Фосслер считает, что единственная реальность - это речь индивида - духовное творчество личности, служащее средством выражения ее интуиции и фантазии. Фосслер считает, что язык - это один из индивидуальных «творческих» способов выражения, находящийся в одном ряду с такими видами искусства как живопись, танец, архитектура, музыка, то есть язык это вид искусства. Теорию искусства изучает эстетика, значит, языкознание - раздел эстетики. Стилистика должна стать центральной лингвистической дисциплиной.

Слайд 12

Критика младограмматизма, слайд 12

Свои программные взгляды на сущность и природу языка он изложил в работе «Позитивизм и идеализм в языкознании» (1904), направленной против младограмматиков.
Методологической основой лингвистической концепции К. Фосслера является философия немецкого идеализма, взгляды итальянского философаинтуитивиста и эстетика Бенедетто Кроче, а в собственно лингвистическом плане – философия языка В. фон Гумбольдта

Слайд 13

Критика младограмматизма, слайд 13
Идеализм в языкознании, по мнению Фосслера, означает выявление причинных связей между языковыми фактами, так какдвижущей силой языковых изменений выступает дух языка. «Если идеалистическое определение – язык есть духовное выражение – правильно, то тогда история языкового развития есть не что иное, как история духовных форм выражения, следовательно, история искусства в самом широком смысле этого слова», – подчеркивает Фосслер. Отсюда грамматика для него – «это часть истории стилей или литературы», включенной в свою очередь во всеобщую духовную историю, или историю культуры.

Слайд 14

Критика младограмматизма, слайд 14
Отличие индивидуализма Фосслера от индивидуализма младограмматиков прослеживается на разграничении им стилистики и синтаксиса
Все явления языка, будучи зафиксированы и описаны в фонетике, морфологии, словообразовании и синтаксисе, «должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине – стилистике»
Эстетическая концепция языка Фосслера во многом базируется на эстетической философии языка Б. Кроче

Слайд 15

Критика младограмматизма, слайд 15
По мысли Кроче, язык также состоит из индивидуальных выражений, что роднит языкознание с эстетикой
Выступая против тезиса младограмматиков об аналогии и звуковых законах как причинах языковых изменений, Фосслер выдвигает духовную причину фонетических изменений, считая, что между фонетическим законом и аналогией в этом случае не существует качественного различия. Эту духовную причину в фонетике он называет акцентом языка.
Акцент у Фосслера выступает в качестве связующего звена между стилистикой или эстетикой и фонетикой; исходя из него, следует объяснять все фонетические изменения в языке

Слайд 16

Критика младограмматизма, слайд 16
Таким образом, поиски нового подхода к языку в конце XIX и начале ХХ в. характеризуются критикой младограмматизма за его сугубо эмпирический подход к языковому материалу, отказ от постановки кардинальных теоретических проблем и от философии языка. Одним из проявлений тенденции к обновлению было возникновение рассмотренных выше школ и течений, в которых делаются попытки расширить область лингвистических исследований, по-новому осмыслить многие явления языка. Младограмматики и их критики не смогли сформулировать цельную и четко выраженную общелингвистическую теорию. Эта задача была решена в ХХ в. Ф. де Соссюром и современной лингвистикой.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.