Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ КАК АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 2
Основные способы словообразования в английском языке
1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)
2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно)
3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).
4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса)
26.11.2023
Слайд 3
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Словосложение
- это объединение основ или корней двух слов для того, чтобы получить новое слово.
В английском языке чаще всего таким способом образуются имена существительные (postman – почтальон), и в меньшей степени глаголы (oven-bake – готовить в духовке), прилагательные (heartbreaking – душераздирающий), наречия (nevertheless – тем не менее) и местоимения (someone – кто-то).
Словопроизводство
включает аффиксы (то есть приставки и суффиксы), конверсию, чередование звуков и ударений, а также аббревиатуры и сокращения слов.
-Аффиксы (сюда входят приставки и суффиксы)
-Конверсия
-Чередование звуков и ударения
26.11.2023
Слайд 4
Приставки как способ словообразования в английском
un-: unpredictable (непредсказуемый), unable (неспособный)
dis-: disapproval (неодобрение), disconnection (отделение от)
im-, in-, il -,ir- inactive (неактивный), impossible (невозможный), irregular (нерегулярный), illogical (нелогичный). То, какая из этих приставок будет присоединяться к слову, зависит от следующего за ней звука. «Im-» ставится только перед согласными «b», «p», «m» (impatient — нетерпеливый). «Il-» возможно только перед буквой «l» (illegal — незаконный), «ir-» – только перед «r» (irresponsible — безответственный). Во всех остальных случаях употребляется приставка «in-» (inconvenient – неудобный, стесняющий).
mis-: misfortune (несчастье, беда). Приставка «mis-» может использоваться не только для образования прямых антонимов, но и иметь более общее значение отрицательного воздействия (misinform — дезинформировать, вводить в заблуждение, misunderstand — неправильно понять).
26.11.2023
Слайд 5
Другие приставочные значения
re-: rebuild (отстроить заново, реконструировать). Приставка описывает повторные действия (rethink — переосмыслить) или указывает на обратное направление (return — возвращаться).
co-: cooperate (сотрудничать). Описывает совместную деятельность (co-author – соавтор).
over-: oversleep (проспать). Значение префикса — избыточность, излишнее наполнение (overweight — избыточный вес) или прохождение определенной черты (overcome — преодолеть).
under-: underact (недоигрывать). Приставку можно назвать антонимом к приставке «over-», она указывает на недостаточную степень действия (underestimate — недооценивать). Кроме того, приставка используется и в изначальном значении слова «under» — «под» (underwear — нижнее белье, underground — подземка, метро).
pre-: prehistoric (доисторический). Приставка несет в себе идею предшествования (pre-production — предварительная стадия производства).
post-: post-modern (постмодернизм). В отличие от предыдущего случая, приставка указывает на следование действия (postnatal – послеродовой).
en-, em-: encode (кодировать). Префикс служит для образования глагола и имеет значение воплощения определенного качества или состояния (enclose — окружать). Перед звуками «b», «p», «m» приставка имеет вид «em-» (empoison — подмешивать яд), в остальных случаях – «en-» (encourage — ободрять).
ex-: ex-champion (бывший чемпион). Используется для обозначения бывшего статуса или должности (ex-minister — бывший министр).
26.11.2023
Слайд 6
Образование новых слов при помощи суффиксов
Словообразование существительных в английском языке
1. Субъект деятельности
-er, -or: performer (исполнитель). Такие суффиксы описывают род занятий (doctor — доктор, farmer — фермер) или временные роли (speaker — оратор, visitor — посетитель). Могут использоваться и в качестве характеристики человека (doer — человек дела, dreamer — мечтатель).
-an, -ian: magician (волшебник). Суффикс может участвовать в образовании названия профессии (musician — музыкант) или указывать на национальность (Belgian — бельгийский / бельгиец).
-ist: pacifist (пацифист). Этот суффикс описывает принадлежность к определенному роду деятельности (alpinist – альпинист) или к социальному течению, направлению в искусстве (realist — реалист).
-ant, -ent: accountant (бухгалтер), student (студент).
-ee: employee (служащий), conferee (участник конференции).
-ess : princess (принцесса). Суффикс используется для обозначения женского рода (waitress – официантка).
26.11.2023
Слайд 7
2. Абстрактные существительные
-ity: activity (деятельность), lability (изменчивость).
-ance, -ence, -ancy, -ency: importance (важность), dependence (зависимость), brilliancy (великолепие), efficiency (эффективность).
-ion, -tion, -sion: revision (пересмотр, исправление), exception (исключение), admission (допущение), information (информация).
-ism: realism (реализм). В отличие от суффикса «-ist» обозначает не представителя некоторого течения, а само течение (modernism — модернизм) или род занятий (alpinism — альпинизм).
-hood: childhood (детство). Может относиться не только к состоянию, но и описывать группу людей, форму отношений: brotherhood (братство).
-ure: pleasure (удовольствие), pressure (давление).
-dom: wisdom (мудрость). Также используется при обозначении группы людей, объединения по некоторому признаку: kingdom (королевство).
-ment: announcement (объявление), improvement (улучшение).
-ness: darkness (темнота), kindness (доброта).
-ship: friendship (дружба). К дополнительным значениям относится указание на титул (lordship — светлость), умение (airmanship — лётное мастерство) или на объединение круга людей определенными отношениями (membership — круг членов, partnership — партнерство).
-th: truth (правда), length (длина).
26.11.2023
Слайд 8
Словообразование прилагательных в английском языке
-al: accidental (случайный), additional (добавочный).
-ar: molecular (молекулярный), vernacular (народный).
-ant, -ent: defiant (дерзкий), evident (очевидный).
-ary, -ory: secondary (второстепенный), obligatory (обязательный).
-ic: democratic (демократический), historic (исторический).
-ive: creative (творческий), impressive (впечатляющий).
-ish: childish (детский, ребяческий). Суффикс описывает характерный признак с негативной оценкой (liquorish – развратный) или с ослабленной степенью качества (reddish — красноватый). Кроме того, суффикс может отсылать к национальности (Danish — датский).
-long: livelong (целый, вечный). Такой суффикс обозначает длительность (lifelong — пожизненный) или направление (sidelong — косой, вкось) и может принадлежать не только прилагательному, но и наречию.
-ful: helpful (полезный). Указывает на обладание определенным качеством (joyful — радостный, beautiful — красивый).
-less: countless (бессчетный). Значение суффикса близко к отрицанию и характеризует отсутствие определенного качества, свойства (careless — беззаботный). Этот суффикс можно определить как антоним для «-ful» (hopeless — безнадежный, а hopeful — надеющийся).
-able: comfortable (комфортный). «Able» (способный) существует и как самостоятельное прилагательное. Оно определяет значение суффикса – возможный для выполнения, доступный к осуществлению (acceptable – приемлемый, допустимый, detectable – тот, который можно обнаружить).
-ous: famous (знаменитый), dangerous (опасный).
-y: windy (ветреный), rusty (ржавый).
Слайд 9
Словообразование глаголов
Словообразование наречий
-ate: activate (активизировать), decorate (украшать).
-ify, -fy: notify (уведомлять), verify (проверять).
-ise, -ize: summarize (суммировать), hypnotize (гипнотизировать).
-en: weaken (ослабевать), lengthen (удлинять).
-ish: demolish (разрушать), embellish (украшать).
-ly: occasionally (случайно).
-wise: otherwise (иначе). Обозначает способ действия (archwise — дугообразно).
-ward(s): skyward/skywards (к небу). Обозначает направление движения (northward — на север, shoreward — по направлению к берегу).
26.11.2023
Слайд 10
Суффиксы: таблица словообразования по частям речи
26.11.2023
Слайд 11
Объединение суффиксов и приставок
От одного корня можно образовать целую группу слов, добавляя разные приставки и суффиксы. Приведем несколько примеров.
Для possible словообразование может выглядеть следующим образом: possible (возможный) — possibility (возможность) — impossibility (невозможность).
Цепочка переходов для слова occasion: occasion (случай) — occasional (случайный) — occasionally (случайно).
Для слова agree словообразование можно выстроить в цепочки с приставкой и без приставки: agree (соглашаться) — agreeable (приемлемый / приятный) — agreeably (приятно) — agreement (соглашение, согласие). agree (соглашаться) — disagree (противоречить, расходиться в мнениях) — disagreeable (неприятный) — disagreeably (неприятно) — disagreement (разногласие).
26.11.2023
Слайд 12
Словосложение и сокращение слов
Способ основан на соединении двух корней (toothbrush — зубная щетка, well-educated — хорошо образованный).
-man: fireman (пожарный), spiderman (человек-паук)
-free: sugar-free (без сахара), alcohol-free (безалкогольный)
-proof: fireproof (огнестойкий), soundproof (звукоизолирующий)
Помимо объединения нескольких корней, возможно также сокращение слов и создание аббревиатур: science fiction — sci-fi (научная фантастика), United States of America – USA (Соединенные Штаты Америки, США).
26.11.2023
Слайд 13
Новые слова без внешних изменений
К особенности словообразования в английском языке относится и то, что слова могут выступать в разных частях речи без изменения внешнего вида. Это явление называется конверсией:
I hope you won't be angry with me — Надеюсь, ты не будешь на меня злиться (hope – глагол «надеяться»).
I always had a hope to return to that city — У меня всегда оставалась надежда вернуться в этот город (hope – существительное «надежда»).
26.11.2023
Слайд 14
Рекомендации для учащихся по выполнению заданий ЕГЭ на словообразование
1. Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска. Для этого обратите внимание на слова, стоящие до и после пропуска, задайте вопросы к пропущенному слову.
3. Подумайте, как изменить исходное слово, используя типичные для той или иной части речи суффиксы и приставки, чтобы образовать часть речи, нужную для заполнения пропуска.
26.11.2023
Слайд 15
Помните:
если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи (например, happy – unhappy, arm – disarm);
если требуется иная часть речи, чем исходное слово, как правило, используется суффикс (например, happy – happiness, arm – army, beauty - beautiful);
некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием корневого гласного и изменением написания слов (например, life – to live, belief – to believe, to prove – proof, blood – to bleed, to choose – choice, food – to feed, strong – strength – to strengthen).
26.11.2023
Слайд 16
4. Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.
Некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу: (например, usual – unusual)
В некоторых заданиях подразумевается преобразование глаголов с учетом видовременных форм: (например, develop – developed)
5. Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение и весь текст осмысленным.
26.11.2023
Слайд 17
Рекомендация 2.
Самая первая рекомендация – просмотреть весь текст с пробелами, попытавшись понять его содержание и, возможно, предположить, какие словоформы вам понадобятся. Особое внимание стоит обратить на вероятность слов с отрицательным значением. Далее переходим к алгоритму: Шаг 1: Пользуясь словарем, составьте словообразовательные гнезда слов, данных в задании справа, т.е. подберите однокоренные слова. Обязательно нужно указывать часть речи. Как правило, словарные статьи однокоренных слов находятся рядом.
26.11.2023
Слайд 18
Шаг 2: Определите, какой частью речи являются слова, стоящие справа и слева от пробела, пользуясь таблицей суффиксов. Наиболее частотные суффиксы: Существительные: -ance, -ence, -dom, -er, -or, -ess, -hood, -ing, -ion, -sion, -tion, -ist, -ment, -ness, -ship, -uer, -ity Прилагательные: -able, -ible, -al, -ant, -ent, -ese, -ful, -less, -ian, -ic, -ish, -ite, -ive, -ous, -y Глаголы: -en, -fy, -ize Наречия: -ly (исключение: friendly, cowardly, которые являются прилагательным) Если посредством суффиксов не удалось определить часть речи, то необходимо проверить по словарю.
Шаг 3: Далее проверяем сочетаемость частей речи. Наиболее частые сочетания, встречающиеся в вариантах ЕГЭ: Прилагательное + существительное; Артикль + прилагательное + существительное; Артикль + существительное + предлог; Предлог + артикль + (прилагательное) + существительное; Глагол + наречие; Глагол + существительное + наречие; Глагол + прилагательное + существительное + наречие; Наречие + прилагательное. Также, если в задании дан глагол, то, скорее всего от него необходимо будет образовать существительное, от существительного – прилагательное или глагол, от прилагательного – наречие.
26.11.2023
Слайд 19
Пример выполнения задания по алгоритму
В 11. Going for a walk is the most popular leisure activity in Britain. Despite its high population density and widespread (urban), the UK has many unspoilt rural and coastal areas. Шаг 1: Urban (прил.) – городской, urbanization (сущ.) – урбанизация, urbanize (глаг.) – урбанизировать; Шаг 2: посредством суффикса не удается определить часть речи слова “widespread”, поэтому используем словарь. “Widespread” означает «распространенный» и является прилагательным. Шаг 3: прилагательное сочетается с существительным, из словообразовательного гнезда выбираем существительное urbanization, которое и является верным ответом.
26.11.2023
Слайд 20
В 12. Twelve National Parks are freely accessible to the public and were created to conserve the (nature) beauty, wildlife and cultural heritage they contain. Шаг 1: Nature (сущ.) – природа, natural (прил.) – природный, естественный, naturally (нар.) – естественно; Шаг 2: Посредством суффикса определяем, что справа от пробела стоит существительное. Шаг 3: перед существительным может стоять только прилагательное, соответственно, из словообразовательного гнезда выбираем natural.
В 13. Most of the land in National Parks is privately owned, but administered by an independent National Park Authority which works to balance the expectations of (visit) with the need to conserve these open spaces for future generations. Шаг 1: Visit (глаг., сущ.) – посещать, посещение, visitor (сущ.) – посетитель Шаг 2: можем пропустить, т. к. слева и справа от пробела стоят предлоги Шаг 3: предлог “of” указывает на существительное, из словообразовательного
гнезда выбираем visitor и добавляем окончание ‘s’ как показатель множественного числа. На множественное число указало отсутствие артикля “a”.
26.11.2023
Слайд 21
В 14. The UK also works to improve the global environment and has taken global warming (serious) ever since scientists discovered the hole in the ozone layer. Шаг 1: Serious (прил.) – серьезный, seriously (нар.) – серьезно, seriousness (сущ.) – серьезность; Шаг 2: Суффикс ‘ing’ слова ‘warming’ указывает на то, что это существительное, суффикс ‘al’ слова ‘global’ указывает на то, что это прилагательное, перед ними стоит глагол ‘take’. Шаг 3: Согласно сочетаемости в цепочке глагол + прилагательное + существительное не хватает наречия. Из словообразовательного гнезда выбираем наречие seriously.
В 15. In 1997, the UK subscribed to the Kyoto Protocol binding developed countries to reduce emissions of the six main greenhouse gases. The Protocol declares environmental (protect). Шаг 1: Protect (глаг.) – защищать, protection (сущ.) – защита, protective (прил.) – защитный; Шаг 2: По суффиксу ‘al’ определяем, что слово ‘environmental’ является прилагательным. Шаг 3: Прилагательное может стоять только перед существительным. Из словообразовательного гнезда выбираем protection.
26.11.2023