Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Теории социальных отношений
Обществознание. 10 класс
Слайд 2
Социальные (общественные) отношения
- разные виды взаимодействия, возникающие между отдельными личностями, социальными группами, классами. Их основным признаком принято считать установление связей между человеком и окружающими.
Признаки социальных отношений:
Устойчивы во времени и пространстве
Носят обезличенный характер
Затрагивают общественно значимые вопросы и проблемы
Слайд 3
Социальные отношения ≠ Межличностные отношения
Межличностные отношения
Социальные отношения
Человек выступает как исполнитель социальных ролей (гражданин, работник, родитель)
Выражает социально значимые интересы целых групп
Человек проявляет себя как личность
Выстраивает более неформальный и личный контакт
Слайд 4
Структурные элементы социальных отношений
субъект — лицо или группа лиц, вступающих в отношения
объект — предмет, по поводу которого возникло взаимодействие
потребность — нужда субъектов в совершении определённых действий по отношению к объекту
интерес — повышенное внимание к объекту, стремление извлечь выгоду
ценности — идеалы, которыми руководствуются субъекты во время взаимодействия
Слайд 5
Виды общественных отношений
По характеру общения и направленности: деловые и личные (межличностные)
По критерию формальности : формальные (официальные, регламентированные документами) и неформальные (неофициальные, характеризующие личные связи).
По субъектам взаимодействия: межнациональные, личные, международные, межгрупповые.
В зависимости от объектов: бытовые, семейные, экономические, политические, религиозные.
Социальные отношения могут быть позитивными и негативными.
Слайд 6
Формы общественных отношений
Наименование формы.Условия возникновения
Отношения знакомства (знакомство): I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей); II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании); III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы»..Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.
Приятельские отношения (приятельство).Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.
Отношения товарищества (товарищество).Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.
Дружба.Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.
Любовь.Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.
Слайд 7
Формы общественных отношений
Сотрудничество — продуктивная форма, в основе которой лежит совместное достижение общих целей, определение направлений развития. Отношения строятся по принципам доверия, поддержки, уважения.
При соперничестве субъекты взаимодействия стремятся подчинить противника, доказать своё превосходство, опередить. Если при этом используются нечестные методы достижения целей, люди могут унижать друг друга, оскорблять, желают убрать с дороги любыми способами.
Для конкуренции характерно стремление противников обладать какими-либо благами.
Конфликт возникает в случае ситуации непонимания, столкновения взглядов и интересов.
Слайд 8
Этапы развития общества
ТРАДИЦИОННОЕ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
Слайд 9
Межличностные отношения в традиционном обществе
Избыточная воинственность правящих сословий
Строгая иерархия в быту
Высокая эмоциональность
Иерархия – основа правопорядка
Слайд 10
Межличностные отношения индустриальном обществе
Принцип рационализации во взаимоотношениях между людьми
Деловые отношения строятся по принципу «выгодно»/ «невыгодно»
Взаимодействие людей по типу рыночных отношений: баланс между тем, что дают и тем, что получают
Рационализация - поведение людей, основанное на принципах делового сотрудничества и взаимовыгоды, не включающее чувства и эмоции.
Слайд 11
Межличностные отношения постиндустриальном обществе
Формирование более тесных контактов между людьми
Идея равенства прав
Требования к человеку: развитие личного потенциала, умение налаживать и развивать контакты и конструктивно разрешать конфликты
Рационализация и гармонизация отношений