Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей в старшей группе».
Воспитатель: Егорова Инна Анатольевна
МБДОУ д/с № 7 г. Конаково
Слайд 2
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая , наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с водой, снегом и т.д. Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Слайд 3
Актуальность проекта
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Слайд 4
Цель опытно – экспериментальной деятельности:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.
Развитие словаря.
Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
Углубление представлений детей о живой и неживой природе
Слайд 5
Задачи опытно – экспериментальной деятельности.
Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка, его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью.
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Слайд 6
Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, Мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность; Воспитывать умение слушать друг друга, чувство Взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость; Воспитывать аккуратность в работе.
Слайд 7
Классификация экспериментов.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: -- Опыты с растениями; -- Опыты с животными; -- Опыты с объектами неживой природы; -- Опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов: -- В групповой комнате; -- На участке; -- В лесу, в поле и т.д.
По количеству детей: -- Индивидуальные ( 1– 4 ребенка); -- Групповые (5 –16 детей); -- Фронтальные или коллективные ( вся группа).
По причине их проведения: -- Случайные; -- Запланированные; -- Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
Слайд 10
Структура проведения экспериментирования. -- Постановка, формулирование проблемы; -- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; -- Проверка гипотез; -- Подведение итогов, вывод; -- Фиксация результатов; -- Вопросы детей.
Слайд 11
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность
Оснащение мини-лаборатории : -- Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты. -- Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл. -- Природный материал: мелкие камни, песок, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др. -- Технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др. -- Разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная. -- Красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.
-- Медицинские приборы и материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.
-- Прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.
Слайд 13
Правила техники безопасности при проведении опытов.
Аккуратно пользоваться с емкостью для воды .
Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе.
Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
Не пробовать на вкус вещества
Слайд 14
«Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен, лед хрупкий, потому что раскалывается при падении, тает в тепле, холодный на ощупь.
Слайд 16
«Свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Вывод: снег тает в тепле; липкий, можно скатать комок ( или сухой, комки не катаются); холодный на ощупь, не прозрачный.
Слайд 18
ВОЗДУХ « Поиск воздуха»
Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнять понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Опыт 1. «Почувствуй воздух» Дети машут веером возле своего лица. Что чувствуем? (ответы детей). Вывод: воздух мы видим, но он везде окружает нас.
Опыт 2. Предложить детям обследовать пакет, узнать, что в нем, объяснить, почему они так думают и попробовать поймать воздух в целлофановый пакет.
Опыт 3. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Опыт 4. Воздух внутри нас. Поставьте перед ребёнком стаканчик с мыльными пузырями и предложите выдуть мыльные пузыри. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.
Опыт 5. предложить детям надуть шарики. Сделать вывод: воздух внутри нас.
Слайд 22
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Слайд 23
Опыты с магнитом. Цель: Расширить знания детей в процессе знакомства с магнитом и его свойствами. Опыт: «Найди с помощью магнита лишний предмет?» Выводы: Предметы, сделанные из железа, притягиваются магнитом. Предметы, сделанные из стекла, резины, дерева на магнит не реагируют. Опыт: «Манная крупа с секретом». Вывод: Магнит может притягивать предметы сквозь другие тела. Опыт: «Как влияет расстояние на магнит?». Вывод: Магнит действует на железные предметы на расстояние. Это расстояние называется - "магнитное поле". Опыт: «Как влияет вода на свойства магнита?». Вывод: железные предметы намагнитились и притянулись к магниту сквозь препятствие.
Слайд 25
С детьми в группе постоянно проводятся наблюдения и фиксируются результаты в соответствующий « Журнал наблюдений».
Наблюдение за погодой ( течении года).
Наблюдение за луком, за веточками деревьев, за снегом и льдом и т.д.
Слайд 27
Достоинства метода экспериментирования:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Слайд 28
Итак, можно сделать вывод;
Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.