Презентация - Экзистенциализм.

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Экзистенциализм.
Распечатать
  • Уникальность: 84%
  • Слайдов: 24
  • Просмотров: 543
  • Скачиваний: 68
  • Размер: 6.76 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Экзистенциализм., слайд 1
Экзистенциализм
ИЛИ «ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ»
ЯОА-1601Z

Слайд 2

Экзистенциализм., слайд 2
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование)
– это направление в философии и литературе XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным

Слайд 3

Экзистенциализм., слайд 3

Основоположники экзистенциализма
Термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени». Основоположник экзистенциальной философии - Кьеркегора.  Представители этого философского направления: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.
Сьорен Кьеркегор
Карл Ясперс

Слайд 4

Экзистенциализм., слайд 4
Причины возникновения экзистенциализма
нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.); опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой, техногенным обществом

Слайд 5

Экзистенциализм., слайд 5
Центральные вопросы экзистенциализма

Слайд 6

Экзистенциализм., слайд 6
Основные понятия
Пограничное состояние – это ситуация, в которой человек почти смотрит смерти в лицо, благодаря такому состоянию человек может отыскать смысл своего существования; Эссенция – это, иными словами, сущность человека. Философия существования подчеркивает необходимость человека скорее познать свою эссенцию; Экзистенция – это непосредственное существование человека. У человека первична экзистенция, то есть он уже существует, а зачем – ищет ответ для себя; Абсурд – в экзистенциализме подчеркивает бессмыслицу в жизни. Именно благодаря абсурду осуществляется разлад человеческого существования с окружающей действительностью;

Слайд 7

Экзистенциализм., слайд 7
Направления

Слайд 8

Экзистенциализм., слайд 8
Основные проблемы экзистенциализма
уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека от общества, государства; проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Слайд 9

Экзистенциализм., слайд 9
Классикой экзистенциальной литературы являются произведения французских писателей: роман Жан-Поля Сартра «Тошнота» и повесть Альбера Камю «Посторонний».  В России: роман М.Булгакова Мастер и Маргарита,Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  А.Глюксман, Л.Альтюссер, М.Герен, Ж.Деррида, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Делез, Ж.-Ф.Льотар, У. Эко
Представители современного экзистенциализма:

Слайд 10

Экзистенциализм., слайд 10
ФРАНЦ КАФКА
1883-1924

Слайд 11

Экзистенциализм., слайд 11

Основная тема произведений – трагическая судьба человека в XX веке. Живое, мыслящее и чувствующее существо прощается с чувством собственного достоинства, находится в постоянном унижении и постепенно превращается в вещь, в лучшем случае, в животное, теряя свои собственно человеческие качества.

Слайд 12

Экзистенциализм., слайд 12

Метареальность - это реальность, открываемая за метафорой, на той почве куда метафора переносит свой смысл, а не в той эмпирической плоскости, откуда она его выносит. … Мир произведений Ф. Кафки – это переплетение многих реальностей, связанных непрерывностью внутренних переходов и взаимопревращений. Художник исходит из принципа единомирия, предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной, "мнимой" или "служебной", к другой – "подлинной". Созерцание художника фиксируется на таком плане реальности, где "это" и "то" "суть одно"» (Г.К. Осипов).

Слайд 13

Экзистенциализм., слайд 13

Сверхъестественные обстоятельства застают персонажей произведений автора врасплох, в самые неожиданные для них моменты, в самые неудобных местах и время, заставляя испытывать «страх и трепет» перед бытием, а порой и утрату смысла жизни. Писатель постоянно сталкивает два параллельно существующих мира – мир реальности, обыденности и мир фантастики, условности.

Слайд 14

Экзистенциализм., слайд 14

«Абсурд в том, что душа, помещенная в тело, бесконечно совершеннее последнего. Желающий изобразить эту абсурдность должен дать ей жизнь в игре конкретных параллелей. Именно так Ф. Кафка выражает трагедию через повседневность, а логику через абсурд. В произведениях абсурда скрытое взаимодействие соединяет логическое и повседневное» (С.В. Рудановская)

Слайд 15

Экзистенциализм., слайд 15

Главный мотив творчества – отчуждение человека, его одиночество. В абсурдном мире человек оказывает наедине с объективными, не поддающимися логике обстоятельствами.

Слайд 16

Экзистенциализм., слайд 16

В основе всех произведений – метаметафора. «С помощью метаметафоры художник добивается необыкновенного эффекта: какой-то абсурдностью, нелепостью он заставляет задумываться над главными законами бытия, над трагичностью человеческой судьбы, над существованием каких-то высших сил, управляющих жизнью людей» (Г.К. Осипов).

Слайд 17

Экзистенциализм., слайд 17

Объект осмысления – бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности. «Жизненный мир» личности – мир духовности, субъективности, рассматривается в рамках социального и индивидуального бытия, утверждения радикальной разорванности этих сфер бытия

Слайд 18

Экзистенциализм., слайд 18

Вывод: в основе художественного мира произведений Ф. Кафки – идея абсурдности человеческого существования, навеянная ужасной действительностью ХХ века. Отсюда минорная, пессимистическая, трагическая окраска произведений.

Слайд 19

Экзистенциализм., слайд 19
Экзистенциализм в творчестве Сартра
Художественное творчество писателя не прикладывалось к философскому, не иллюстрировало идеи. "Сартризм" вызревал во всех формах разносторонней деятельности, в которых, однако, выделялось искусство, адекватно реализовавшее самую сущность экзистенциализма и убеждение Сартра в том, что реально только индивидуальное.

Слайд 20

Экзистенциализм., слайд 20

Философский смысл приобретает существование Антуана Рокантена, героя романа "Тошнота", обыкновенное существование обыкновенного первого встречного человека.

Слайд 21

Экзистенциализм., слайд 21

Состояние тошноты обозначает появление такого смысла, знаменует начало превращения "простого человека" в экзистенциалистского героя. Для этого не нужны идеи и чрезвычайные происшествия - нужно, например, не отрываясь смотреть на пивную кружку. Рокантен избегает рассматривать кружку, ибо испытывает непонятное беспокойство, испытывает страх, испытывает тошноту.

Слайд 22

Экзистенциализм., слайд 22

Рокантен "подавился" вещами, очевидность их существования наваливается на него невыносимой тяжестью. Существовать - значит сознавать, сознавать наличие вещей и присутствие собственного сознания. Роман написан в форме дневника, пространство книги - пространство данного сознания, ибо всё "в перспективе сознания", всё возникает в процессе сознания.

Слайд 23

Экзистенциализм., слайд 23

Тошнота возникает от того, что вещи "есть" и что они не есть "я". И одновременно оттого, что "я" не есть вещь, оно "ничто". Существование предшествует сущности, сознание "нигилирует" вещи, их преодолевает, без чего оно и не может быть собой. Рокантен улавливает и "бытие" и "ничто", улавливает отсутствие смысла, т.е. абсурдность существования. Отсутствие смысла влечёт за собой неоправданность, всё начинает Рокантену казаться "излишним"; обычные вещи преобразуются, становятся неузнаваемыми, пугающими.

Слайд 24

Экзистенциализм., слайд 24

Осознание абсурдности создаёт условия для противопоставления сознания миру вещей, так как сознание - это "ничто", постоянный свободный выбор. Сознание - это и есть свобода, тот тяжкий крест, который взваливает на себя герой абсурдного мира. Свобода и одиночество: Рокантен рвёт все связи, расстаётся с любимой женщиной, оставляет занятия историей, покидает мир обывателей, которые не живут, а "ломают комедию".
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.