Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Подготовили: Андреева В. А
Черепанова О. Г.
Молчанова О. А.
Слайд 2
Ход семинара:
1. Вступительное слово.
2. Практическая работа
3. Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу?
4. Заключительное слово
Слайд 3
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н. И. Морозов.
Слайд 4
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Задачи:
выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой;
развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
Слайд 5
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, требующий использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Не, для кого не секрет, что дети-дошкольники, впрочем, как и их родители, предпочитают книге телевизор, компьютер, планшет и прочие гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Слайд 6
Через образовательную область художественно-эстетического развития возможно знакомство детей с перечнем произведений, направленное на предварительную работу по нравственному становлению личности ребёнка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делами мыслям человека. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.
Слайд 7
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.
Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Слайд 8
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа Слушайся родителей; Уважай старших; не уходи из дома без разрешения).
Но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка Репка учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка Маша и Медведь предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки Теремок; Зимовье зверей; учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках Гуси-лебеди; Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Страх и трусость высмеиваются в сказке; У страха глаза велики; хитрость - в сказках Лиса и журавль; Лиса и тетерев; Лисичка-сестричка и серый волк и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается Хаврошечка; Мороз Иванович; Царевна-лягушка; мудрость восхваляется; Мужик и медведь; Как мужик гусей делил; Лиса и козел)забота о близком поощряется (Бобовое зернышко)
Слайд 9
«Чтение, – говорил Василий Александрович Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Слайд 10
Практическая работа.
1) Какие литературные жанры вы знаете? (Ответы педагогов.)
(Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)
2) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.)
Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать, детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
3) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)
Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверях, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).
Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.
Слайд 11
4) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой?
(1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.)
5).Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)
Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить». В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить. В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
Слайд 12
6) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?
Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков. При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.
7) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?
Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет, начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.
Слайд 13
«Знаешь ли ты детскую литературу? Разминка: Викторина «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
(Курочка Ряба, р. н. с.)
3. Нашедшему ,ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
(К. Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Ш. Перро «Красная Шапочка»)
Слайд 14
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(К. Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(р. н. с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Баба Яга)
Слайд 15
Викторина «Мир литературы»: показ презентации: «Портреты русских поэтов и писателей» (Назвать русских поэтов и писателей)
Слайд 23
Конкурс «Живая сказка»
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников.
Слайд 24
Конкурс «Путаница».
Помогите нам, распутать названия сказок. Слушайте внимательно.
«Суп из топора»;
«По- заячьему велению»;
«Зелёная шапочка»;
«Кот в туфлях»;
«Два поросёнка»;
«Лиса и цапля»;
«Волк и пятеро щенят»;
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»;
«Мальчик с ладошку»;
«Сивка-Мурка» и др.
Слайд 25
В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Слайд 26
Заключительное слово.
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами
К. Г. Паустовского
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!