Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Палехская миниатюра
Лопатина Нина Павловна. 1948 г. р.
Свадьба. Ларец. 1994
Слайд 2
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области.
В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами
В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.
Слайд 3
Первое упоминание о Палехе относится к началу 17 века. В различных документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.
Слайд 4
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, Гранови́тая пала́та, Новодевичий монастырь
Слайд 5
Палех. Середина XIX в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. 31 × 26.5 см.
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия.
"Покров Пресвятой Богородицы"
У родника. Пластина. 1992
Ливанова Ирина Вадимовна. 1937 г. р. Зотов Вадим Григорьевич. 1936 г. р.
Слайд 6
Глазунов Александр Александрович
Родился 19 (31) августа 1884 года в Москве. Учился в иконописной мастерской Д.П.Салаутина. В 1903-1908 годах работал иконописцем и реставратором в Художественном иконописном товариществе в Москве.
Битва. Портсигар, 1940. ВМДПиНИ
Слайд 7
(8 января 1887 (27 декабря 1886) — 30 марта 1937) — русский художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год), непосредственный инициатор и учредитель Артели древней живописи Палеха 4-5 декабря 1924 года.
Аллегорическое представление III Интернационала. Палехская миниатюра, Иван Голиков, 1927
Иван Иванович Голиков
Слайд 8
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Слайд 9
Художественное училище
Слайд 10
Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:
Слайд 11
:
Процесс создания заготовки
Слайд 12
Процесс создания заготовки
Слайд 13
Грунтовки и шпатлёвки изготавливаюся вручную с применением традиционных приспособлений.
Слайд 15
После того, как художник поставил свою
подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.
Слайд 16
Затем изделие полируется на механическом
круге, обтянутом плюшем или бархатом.
Слайд 17
Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.
Слайд 18
миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
общий мягкий тон письма;
многообразие элементов композиции и их живописность;
узорчатость палатного письма;
разнообразие радужных сияний;
вписание гор остроконечными лещадками;
деревья с натуральной листвой;
удлинённость фигур подобно строгановским;
тонкость плави голов и обнажённых частей фигур;
пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо";
фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Отличительными чертами палехской школы являются:
Слайд 19
Композиция
Древнерусские иконописцы не только совершенствовали свои технические приёмы, но в такой же мере совершенствовали и композиции. Композиции древнерусской живописи можно разделить на четыре основных типа.
Первый вид - ярусное построение.
Композиция в древнерусской живописи XV века (с иконы "Чудо о Флоре и Лавре").
Первый ярус - пасущийся табун лошадей, второй ярус - Флор, Лавр и их спутники охраняют этот табун, третий ярус - два прекрасных, изящных коня и четвёртый - фигуры архангела Михаила, Флора и Лавра, как бы возглавляющие всю композицию.
Слайд 21
Композиция в миниатюре "Демьянова уха" А.А.Дыдыкина.
Композиция выполнена с учётом круглой формы тарелки. Здесь налицо традиционное ярусное построение композиции, её декоративный принцип, условность перспективы. Все элементы во всех планах имеют сильную и чёткую проработку деталей.
Слайд 23
Швея. Пудреница. 1992
Ватагин Алексей Иванович. 1881 - 1947
Гусляр. Пудреница. 1932
Слайд 24
Второй тип - однофигурная композиция с житием. В древнерусской живописи был весьма распространённым.
Композиция в древнерусской живописи XVII века (с иконы "Иоанн Предтеча").
Средняя часть композиции - однофигурная. Она окружена сценами, посвящёнными различным событиям жизни святого. В таких композициях одна фигура всегда главенствует. Она обычно выполнялась в полный рост и во всю величину иконы. В большинстве случаев она помещалась в центре.
Слайд 26
Третий тип - единая композиция повествовательного характера.
Слайд 28
Четвёртый тип - односюжетная многофигурная композиция. Данный тип является самым распространённым.
Слайд 30
Изображения облаков и сияний
Слайд 31
Изображения гор
Древнерусская живопись XIV века
Новгородская школа XV века
Строгановская школа XVII века.
Палехская школа XVIII века
Ярославская школа XVII века
Школа Симона Ушакова XVII века
Слайд 32
Изображения воды
Северокарельское письмо XVII века.
Школа Симона
Ушакова XVII века
Палехская живопись конца XVII - начала XVIII века
Вода в произведениях И.П.Вакурова.
Вода в произведениях И.И.Зубкова.
Вода в произведениях А.А.Дыдыкина.
Слайд 33
Изображения злаков и зимнего пейзажа
Слайд 34
Изображения растительности
Древнерусская
живопись XIV века.
Древнерусская
живопись XV-XVI веков.
Палехская живопись XVII века.
"Цветообразное" дерево И.М.Баканова.
Растительность в произведениях И.П.Вакурова.
Палехская живопись XVIII века
Слайд 35
Изображения палат
Древнерусская живопись XV века.
Палехская живопись XVII века.
Палаты в произведениях И.М.Баканова.
Палехская живопись XVIII века
Слайд 36
Изображения людей
Слайд 37
Пробелы
Пробелы - это линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы, обозначения складок одежды. Пробел как приём имеет свои разновидности. Ниже показаны разные способы выполнения пробелов.
Слайд 38
Изображения крыльев
В древнерусской живописи крылья часто встречаются как принадлежность фигур ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и т.д. Их изображения тоже имеют свои традиции. В современном палехском искусстве крылья можно встретить в изображениях птиц. Ниже показаны примеры изображения крыльев.
Слайд 39
Изображения животных
Слайд 40
Изображения карет и повозок
Слайд 41
Изображения кораблей