Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Раменский колледж»
ГБПОУ МО «Раменский колледж»
Дисциплина: «Литература»
Тема урока: «Жизнь и характеристика творчества Афанасия Фета»
для специальности 15.02.16 «Технология машиностроения»
Преподаватель русского языка и литературы
Солошенко Светлана Анатольевна
Слайд 2
Цель урока:
Познакомить с поэтической судьбой Афанасия Фета, используя яркие факты биографии поэта, приблизиться к его личности и через события жизни подвести к глубинным основаниям его творчества, дать представление об основных особенностях его лирики.
Слайд 3
Афанасий Афанасьевич Фет
Выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик
1820–1892
Слайд 4
Памяти Шеншина-Фета
...Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета...
Алексей Жемчужников
Слайд 5
Сведения из биографии А.А. Фета
Слайд 6
Сведения из биографии А.А. Фета
23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя)
Слайд 7
Сведения из биографии А.А. Фета
Частный пансион Крюммера в городе Верро
Слайд 8
Сведения из биографии А.А. Фета
В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет
Слайд 9
Начало литературной деятельности
Стихотворения на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки» вызывают восхищенные отзывы Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.
«Лирический пантеон» 1840 год
Слайд 10
Сведения из биографии А.А. Фета
Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошёл служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк.
Слайд 11
Личная жизнь
Мария Петровна Боткина - жена Афанасия Фета. Женившись на Марии Петровне Боткиной (1828 -1894), Афанасий Фет ни разу не пожалел: супруга оказалась верным другом и превосходной хозяйкой
Слайд 12
«Лирическое хозяйство»
Примерно с 1860 года Фет посвятил себя сельским заботам и домашнему хозяйству в своём имении Степановка
Слайд 14
«Лирическое хозяйство»
Производство яблочной пастилы
в ХIХ веке
Локомобиль – паровой двигатель
Слайд 15
«Лирическое хозяйство»
"...Не стану описывать пытки, которую мне пришлось выдержать с неискусными в этом деле деревенскими мастерами; довольно того, что машина наконец была установлена и, худо ли, хорошо ли, стала молоть. Нужно прибавить, что она ломалась почти ежедневно, а когда в конце осени наступила сериозная молотьба, то я уже и сказать не могу, сколько раз отдельные её части пребывали в кузнице и на орловском литейном заводе..."
Слайд 16
«Лирическое хозяйство»
"... Да что, батюшка, невмоготу жить. Сами ходите под машину: ишь она, пусто ей будь, хоть бы запнулась..."
После реформы 1861 г. спрос на машины и орудия для сельского хозяйства значительно вырос
Слайд 17
Литературная деятельность
Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки
Слайд 18
Литературная деятельность
На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска
Слайд 19
«Чистое искусство»
Особенности поэзии «чистого искусства»
• Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
• Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
• Искусство не должно быть связано с жизнью.
• Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира.
• Это поэзия для избранных.
Слайд 20
Темы и мотивы лирики А.А. Фета
Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет
Слайд 21
Импрессионизм
(фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Клод Моне – французский живописец основатель импрессионизма
Слайд 22
Импрессионизм в живописи
«Пруд с кувшинками» Клод Моне
«Поле маков» Клод Моне
Слайд 23
Импрессионизм в поэзии
Это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти, предмет не изображают, а фиксируют обрывками, он как будто не складывается в цельную картину. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают полный образ лирического произведения.
Слайд 24
Темы и мотивы лирики А.А. Фета
"Шепот, робкое дыханье..."
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Слайд 25
Домашнее задание:
Выполнить анализ стихотворения А.А. Фета
«Шёпот, робкое дыханье…»
План анализа:
1. Дата написания, реально-биографический и фактический комментарий.
2. Ведущая тема.
3. Основная мысль.
4. Основные изобразительные средства(тропы): метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота.
5. Личные впечатления о прочтении стихотворения.
Дополните анализ стихотворения рисунком, выражающим тему и идею стихотворения.
Слайд 26
Подведение итогов:
Можно ли, читая стихотворения, рассказать что-то о поэте?
Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.А. Фета?
Слайд 27
Подведение итогов:
А. А. Фет – утонченный лирик, наделённый исключительным чувством красоты и гениальным дарованием. Основное настроение поэзии Фета – настроение душевного подъёма. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами – главное эмоциональное содержание его стихов.