Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
Выполнил: аспирант РАНХиГС
Р.И. Савин
Г. Нижний Новгород
2024
Слайд 2
ЛИЧНОСТЬ, КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Слайд 3
Первая особенность - богатство феноменологии личности - нашла отражение в двух
различных точках зрения:
Согласно одной из них все многообразие проявлений личности
может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента,
стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и адекватное изучение
которого позволило бы исследовать личность в целом.
В соответствии с другой точкой
зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с
другими сложными системами (природой, обществом).
Слайд 4
Вторая особенность - междисциплинарный статус проблемы личности - требует
определения специфики ее предмета в психологии.
Из всего множества определений,
которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько. С точки зрения И.С.
Кона, «понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает
интегрированные в нем социально значимые черты»; по мнению К.К. Платонова, личность -
это «человек как носитель сознания»; согласно Б.Г. Ананьеву, «личность - субъект
общественного поведения и коммуникаций»; по К. Ясперсу, «индивида называют личностью
в том случае, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством
собственного, неделимого Я».
Слайд 5
Третья особенность - неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе
исследования - проявляется в особой способности человека к рефлексии, к самосознанию, к
самопознанию.
С одной стороны, эта способность обеспечивает многообразие приемов и
способов диагностики личностных свойств, включая самооценочные техники и методики. С
другой стороны, - снижает валидность эмпирических данных, позволяя испытуемому
манипулировать ими в соответствии с принципом социальной желательности. С целью
повышения достоверности результатов психологических тестов применяют так называемые
«шкалы лжи». Эти шкалы состоят из вопросов, касающихся незначительных поступков,
которые иногда совершаются большинством людей. Примерами таких утверждений
являются следующие высказывания: «Я никогда не лгу», «Я всегда прихожу вовремя на
встречи и свидания», «Я всегда плачу за проезд в транспорте». Набравший наибольшее
количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые
ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы.
Слайд 6
Ананьевым Б.Г. в системе человекознания были выделены четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Слайд 7
Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий и т.д.), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому роду.
Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Появляясь как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов.
Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью.
Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях развития нижних уровней (индивид, субъект, личность).
Таким образом, личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его развития как социального существа.
Слайд 9
Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву
В школе Леонтьева четко разделяли понятие “личность” и “индивид”. Индивидом рождаются, а личностью становятся с определенного момента. Личность рождается дважды.
Первое рождение начинается в возрасте 3х лет и продолжается все дошкольное детство. Критерием первого рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения, например, в способности ребенка “не взять” понравившийся ему предмет. В результате рождается социальный индивид.
Второе рождение происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка уже сформирована иерархия мотивов и он оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Причина: все больше увеличивается круг социальных отношений. Критерий второго рождения - первый в жизни самостоятельный поступок.
Слайд 10
Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.
В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок. Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.
Слайд 14
САМОСОЗНАНИЕ
Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств -темперамента, мотивов,
способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы
самосознание не замечали в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей
гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.
С. Л. Рубинштейн отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других
людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
Самосознание – средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания
эмоционально-ценностного отношения к себе (характеристика, структура и функции).
Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления
человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре
деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Слайд 16
У. Джемс. Самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим,
частью объектом и частью субъектом: в нем необходимо различать две стороны, одну из которых он
называл личностью, а другую - «Я».
З. Фрейд, при выделении «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и
импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная
моральная цензура) четко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное
место по отношению к бессознательной сфере, которая управляет ими.
А. Пфендер (представитель интроспекционистов) построение концепции самосознания начинает с
разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности,
действующей в системе различных связей. «Я» развивается в течение всей жизни, но уже имеется с
самого рождения у человека в психической деятельности.
Слайд 17
Б. Скиннер. Понятия, как сознание и самосознание как ненаучные, а вся психическая деятельность сводится к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.
Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но, не отождествляя с ним. При этом выделяются три основные точки зрения на соотношение сознания и самосознания:
1). простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования.
2). самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в ее взаимоотношениях с окружающими людьми.
3). самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью
организма.
Слайд 18
СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ
Самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе
и саморегулирования.
Самопознание является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это
процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью,
превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через
самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Самопознание человека
может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные
формы связи его «Я» с «Я» других.
Слайд 19
Эмоционально-ценностное отношение к себе - специфический вид эмоциональных переживаний, в
которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя.
Переживания являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.
Слайд 20
Саморегулирование поведения - есть форма регуляции поведения, которая предполагает момент
включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и
которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной
деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя
саморегуляцию, можно выделить два ее уровня:
1.Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным
поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые
заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок.
2.Второй уровень - растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных
изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по
отношению к себе.
Слайд 21
В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре фазы его развития:
- сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11-месячном
возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его
собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;
- сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;
-осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;
- социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.
Слайд 22
В.В. Столин. Три уровня активности человека:
- органический,
- индивидный,
- личностный.
Уровни строения самосознания:
- в системе органической активности,
- в коллективной предметной деятельности,
- в системе личностного развития.
На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи,
интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.
В.В. СТОЛИН
Слайд 23
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
Линии основных факторов развития: наследственность и внешняя среда.
Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только
врожденными предпосылками и задатками.
Сторонники социологизаторских теорий отрицали роль природных предпосылок в развитии личности и
утверждали, что психическое развитие личности полностью определяется влиянием социальной
среды.
А. Маслоу и К. Роджерс: главными факторами развития личности являются потребности, связанные с
самоактуализацией.
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др., среди факторов развития сознания и самосознания они
выделяли коллективный труд, включенность человека в речевое общение, что позволяет через
овладение языковой системой языка стать сопричастным общественному опыту.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже считают подростковый возраст возрастом зарождения
самосознания.
И.С. Кон, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский одним из оптимальных периодов развития
самосознания является юношеский возраст. Именно в этот жизненный период проявляется открытие
своего внутреннего мира и «образа - Я», которое проходит по следующим направлениям:
открытие своего внутреннего мира и понимание своей неповторимости, особенности;
осознание необратимости времени, понимание временной ограниченности своего существования,
вследствие чего человек задумывается о смысле жизни, целях, перспективах своего будущего;
освоение целостного представления о самом себе на основе самоанализа, развитие самоуважения и
обобщенное отношение к себе как к личности.
Слайд 24
ПОНЯТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ
1950-е гг. Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе.
В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.
1.Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Не один
образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. «Я»-реальное т. е. представления индивида
о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное –представления о том, каким бы хотел бы быть
индивид в данных конкретных условиях, необходимый ориентир самовоспитания личности. Иногда
выделяют «Я»-фантастическое – то, каким субъект пожелал бы стать если бы это оказалось возможным,
а также «Я»-зеркальное – собственные представления человека о том, каким он воспринимается
окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования
личностной значимости и самооценки.
2.Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе.
Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и
отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система
личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и
Развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.
Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым
Внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
Слайд 25
САМООЦЕНКА
Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе
обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на
разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Источником оценочных представлений
индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то
проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.
Р. Бернс. 1). Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального «Я» с
образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его
идеальным «Я», тем выше самооценка личности.
2). Важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие. 3). На формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.
Роберт Бернс
Слайд 26
Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
а) уровень (высокая, средняя и низкая); б) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); в) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).
Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные
возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
3) Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.
Слайд 27
ФОРМИРОВАНИЕ Я - КОНЦЕПЦИИ
Основным механизмом формирования «Я»-концепции и собственно самосознания личности являются
феномены субъективного уподобления и дифференциации.
В. В. Столин выделяет следующие феномены:
1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки
зрения);
2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком,
транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;
3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка
уровень ожиданий и уровень притязаний;
4) система контроля за ребенком;
5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);
6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.
7) механизм идентификации.
Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: как происходит процесс наполнения
«Я»-концепции, т. е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе.
Слайд 28
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ
Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления
его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый
период включительно.
Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного
положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе
информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации) и о
состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы
физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении
(одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической
информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е.
то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый
компонент в структуре самосознания.
Второй этап в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько
техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми.
Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность
ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое
представление ребенка о своем «Я». «Не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».
Третий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью,
т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения
половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий
другому лицу.
Четвертый этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи
изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает
возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта
воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.
Слайд 30
ПОСЛОВИЦЫ О САМОСОЗНАНИИ
Слайд 31
Спасибо за внимание!