Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проблема «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме С. Есенина «Пугачов». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Слайд 2
В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1775 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.
Слайд 3
Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв?
Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В 1921 г. Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал эти места. Пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.
Слайд 4
“ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.
Слайд 5
Уничтожение крестьянского мира в гражданскую войну, крестьянские восстания - все это нашло свое косвенное отражение в драматической поэме «Пугачев». В ней Есенин менее всего задавался целью написать историю восстания и рассказать о причинах его поражения.
Слайд 6
Пугачёв один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.
Слайд 7
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.
Слайд 8
Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Бессмысленный, потому что лишённый разумного начала.
В трагедии С.Есенина бунт имеет цель.
Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву. Многие пролили кровь, но цель так и не была достигнута.
Казаки предали своего вождя.
Слайд 9
Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
Как же смерть?
Разве мысль эта в сердце поместится,
Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
Жалко солнышко мне, жалко месяц,
Жалко тополь над низким окном.
Только для живых ведь благословенны
Рощи, потоки, степи и зеленя.
Слушай, плевать мне на всю вселенную,
Если завтра здесь не будет меня!
Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли!
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!
Монолог Бурнова
Слайд 10
“Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.
Фотография из
Спектакля театра на Таганке
Слайд 11
Есенинский Пугачёв - это амбивалентная личность, в которой «дикарь и оборванец» значительно доминирует над крестьянином. То, что крестьянское начало окончательно не утрачено героем, свидетельствует его монолог:
Слушай, отче!
Расскажи мне нежно,
Как живёт здесь мудрый наш мужик?
Так же ль он в полях своих прилежно
Цедит молоко соломенное ржи?
Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овёс на водопой рысцой,
И на грядках, от капусты пенных,
Челноки ныряют огурцов?
Так же ль мирен труд домохозяек,
Слышен прялки ровный разговор?
Такое видение крестьянской жизни недоступно духовным дикарям и оборванцам.
Слайд 12
Уже в первой главе поэмы Есенин изображает Пугачёва как личность, находящуюся в субъектно-объектных отношениях со временем и окружающими людьми.
Слайд 13
Ситуация в народе такова, что нужен только тот, кто первый бросит камень. Таким человеком становится Емельян Пугачёв.
Слайд 14
Пугачева «раздирают» внутренние противоречия. Доверчивость сочетается с жесткостью.
Казак, замолчи!
Я заткну твою глотку ножом иль выстрелом…
Смело ж к Каспию! Смело за мной!
Эй вы, сотники, слушать команду!
Слайд 15
Пугачевщина стала для поэта стихией, перед лицом которой открывались глубинные противоречия человеческой натуры. Нерв самой трагедии, ее суть — в постоянном, напряженном, непрекращающемся конфликте внутри человеческой души, в постоянных мучениях личности, не отделившей себя от природы до конца, еще представляющей собой физически и духовно одно целое с окружающим миром.
Слайд 16
Образность речи является особенностью восприятия Есениным своего героя и событий в целом.
Мне нравится степей твоих медь
И пропахшая солью почва.
Луна, как жёлтый медведь,
В мокрой траве ворочается.
Слайд 17
Есенинский Пугачёв в конце произведения - это человек, красиво жалеющий о своей ушедшей мощи, юности, жизни.
Слайд 18
Созвучность проблематики произведений революционной эпохи
Произведения революционной эпохи (А.А.Блок «Двенадцать», М.А.Шолохов «Донские рассказы», В.В. Маяковский «Облако в штанах»).
С.Есенин «Пугачёв»
Смерть, кровопролитие, братоубийтсво, разделение семей, противоречие взглядов, разные мнения о государстве, законах, правах, свободе.
Слайд 19
В поэме наметился процесс изживания иллюзий политического бунтарства, идеалов романтической, антигосударственной, обезбоженной личности. Пугачев - эгоцентрическая личность, вызывающая у автора несомненную симпатию. И нет никаких оснований, как это делают многие исследователи, говорить о понимании и приятии Есениным бунта 1773-1775 годов. Так же как и революцию 1917 года.
Слайд 20
Работу выполнила ученица 11 А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска Павленко Екатерина
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2012