Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Работу выполнила: ученица 5 «А» класса МБОУ сош№3 Морозова Анастасия Руководитель: учитель русского языка Фокина Г.В.
Занимательная орфография
Слайд 2
Цели и задачи
Познакомиться с автором книги
Узнать об учёных -лингвистах
Расширить свой кругозор
Слайд 3
План
Почему я решила выбрать эту книгу?
М.В.Панов
Для кого предназначена?
Содержание книги
Разделы, которые мне понравились
Д.Н.Ушаков
Зачем нужна эта книга?
Ресурсы
Слайд 4
Почему я решила выбрать эту книгу?
Мне захотелось принять участие в этом конкурсе. Учитель посоветовал книгу М. Панова « Занимательная орфография», я решила её прочесть. Она мне очень понравилась. И сегодня я хочу вам о ней рассказать.
Слайд 5
Общие сведения об этой книге
Книга выдающегося языковеда М.В.Панова в занимательной форме рассказывает, "как устроено наше письмо", как связано правописание с фонетикой и каковы основные принципы орфографии в русском языке.
Эта книга — увлекательный рассказ о том, как устроено наше письмо? На каких принципах и основаниях? Почему мы пишем корова, а не карова?
Книга содержит и статьи об учёных - лингвистах, о возникновении письменности, в занимательной форме рассказывается об удивительной стране « Орфография» ( от др.греч. орфо - правильный, граф - пишу)
Слайд 6
Михаил Викторович Панов
(21 .09.1920— 3.11. 2001)
Российский лингвист, литературовед, доктор
филологических наук. Автор трудов по русской фонетике,
орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и
синтаксису, истории русского языка, стилистике, русской поэзии …
Слайд 7
Книга адресована
для внеклассного чтения учащихся
средней школы.
«Занимательная орфография» — книга весёлая и умная
Слайд 8
Из каких частей состоит книга
Предисловие
Первая глава — «Картинка и буква»
Вторая — «Буква — слуга звука?»
Третья — «Буква — слуга морфемы?»
Четвёртая — «Повелительница букв»
Слайд 9
Раздел, который мне понравился
Мне понравился первый раздел-« Картинка и буква».
И я хочу рассказать о нём.
Слайд 10
Возникновение письменности
У народа манси (живёт на севере, между Уральским хребтом и Обью) есть такой вид письма: знаки, вырубаемые топором на деревьях; обычно – рассказ об охоте. Вот такие знаки:
Письмо топором
Слайд 11
Шорилэ
Своё рисуночное письмо юкагиры ( народ, живущий на крайнем востоке России) называют шорилэ. И так же они называют настоящее буквенное письмо. Значит, и то, и другое для них – письмо. Посмотрите, какое бывают шорилэ.
Слайд 12
Пиктограмма
Изображение, используемое в качестве символа. Обычно пиктограмма соответствует некоторому объекту и используется с целью предоставления более конкретной информации, подчеркивающей его типичные черты.
Слайд 13
Пиктография торжествует!
Казалось бы , пиктография обречена на смерть. Буквенное письмо её вытеснило. И вдруг во всех многолюдных городах – возрождение пиктографии! Её расцвет! Её торжество!
Возьмём дорожные знаки:
Слайд 14
«Въезд запрещён!»
Всё это настоящие пиктограммы . Условный рисунок, который не связан ни с каким языком.
Например, знак « Въезд запрещён» ( его попросту называют кирпичом). Его словесно можно так перевести: « Стоп!», или : « Поворачивай назад,!», или : « Проезд закрыт!».
Для француза этот знак имеет другие, французские словесные истолкования. Для финна- опять свои, и тоже можно перевести разными словами. Значит, это на самом деле пиктограмма: это рисунок, включающий в себя условность, не связанный с определённым языком, потому что он не соответствует определенному слову.
Слайд 15
Спорт и пиктограмма
На международных соревнованиях , на Олимпийских играх бывают люди из разных стран. И для них вывешивают такие знаки:
Слайд 16
Учёные - лингвисты
Интересная научная информация в книге содержится об учёных - лингвистах, внесших весомый вклад в развитие языкознания. Одним из таких учёных был Д.Н.Ушаков.
Четырёхтомный « Толковый словарь русского языка» ( 1935 – 1940), созданный под руководством Д. Н. Ушакова, стал большим событием в нашей культуре . Он до сих пор остаётся замечательной сокровищницей русского языка.
Слайд 17
Вывод
Многочисленные фрагменты из «Занимательной орфографии» можно встретить на страницах детской энциклопедии «Языкознание: Русский язык» издательства «Аванта+».
Я считаю, что эта книга нужна для обогащения знаний, из неё мы узнаём много нового, нам интересно ее читать и рассматривать иллюстрации.
Эту книгу советую прочитать всем ребятам, ведь с ней изучать русский язык становится интереснее, увлекательнее.
Слайд 19
Ресурсы
Текстовая информация – книга М. В. Панова « Занимательная орфография
Картинки: http://mama.tomsk.ru/forums/vi http://culture48.ru/events/per http://ka2.ru/nauka/m_panov_1. http://www.labirint.ru/books/1… http://skupiknigi.ru/static-in… http://bag.bigvps.ru/znaki-dor Фотографии « Письмо топором» и « Шорилэ» взяты из книги « Занимательная орфография» http://nishamag.tumblr.com/pos… http://withme.pp.ua/bukvy.html