Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Рекомендации по проведению и проверке итогового сочинения
Крайник Ольга Михайловна
Алтайский государственный университет
Слайд 2
Нормативная база http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
2
Слайд 3
УЧАСТНИКИ
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (далее расшифровка);
Изложение вправе писать:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении
3
Слайд 4
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и/или индивидуальной программы реабилитации для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности и выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
4
Слайд 5
Состав комиссии по проведению сочинения
руководитель образовательной организации (далее – руководитель) или уполномоченное им лицо;
технические специалисты (информационно-технологическая помощь копирование (сканирование) бланков итогового сочинения (изложения);
члены комиссии, участвующие в организации итогового сочинения (изложения);
члены (эксперты) комиссии, участвующие в проверке итогового сочинения (изложения), в том числе независимые эксперты;
медицинские работники, ассистенты (при необходимости для поддержки детей с ОВЗ;
дежурные, контролирующие соблюдение порядка проведения итогового сочинения (изложения).
5
Слайд 6
КОМПЛЕКТ ТЕМ
Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам.
Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
В рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.
6
Слайд 7
Доставка тем итогового сочинения (текстов изложения):
за 20 минут до проведения итогового сочинения темы направляются в региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации по закрытым каналам связи для публикации на региональных информационных ресурсах,
за 15 минут темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/).
Способ и места передачи образовательным организациям комплектов тем итогового сочинения (текстов изложения) определяется органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в сфере образования.
7
Слайд 8
Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается:
участникам – иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения);
членам комиссии, ассистентам, техническим специалистам – иметь при себе средства связи.
8
Слайд 9
СОЧИНЕНИЕ
Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Более 4 часов – питание.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря для обучающихся, выпускников прошлых лет – 3 декабря 2014 г.
Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться в первые среды февраля (4 февраля) , мая (6 мая).
Пересдача итогового сочинения (изложения) проводится в первые среды февраля, мая.
9
Слайд 10
ПРОВЕДЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. Обучающиеся рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке. До начала итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации проводят инструктаж обучающихся.
6.7. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику).
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков ответом, находятся: ручка; документ, удостоверяющий личность; при необходимости лекарства и питание; орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Собранные бланки регистрации и бланки с итоговыми сочинениями (изложениями) члены комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации.
10
Слайд 11
ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов.
Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек.
Эксперты комиссии образовательной организации, допущенные к проверке итоговых сочинений (изложений), а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итоговых сочинений (изложений), должны обладать квалификацией, которая определяется следующими требованиями:
иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности учитель русского языка и литературы;
обладать опытом проверки сочинений в выпускном классе образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
11
Слайд 12
ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Независимые эксперты – специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).
Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они привлекаются обязательно в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений).
Независимые эксперты приглашаются комиссией образовательной организацией, обеспечивающей проведение сочинения (изложения) на оговоренных с ним организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке сочинений (изложений).
12
Слайд 13
ПРОВЕРКА (экспертами комиссии ОО)
Технический специалист образовательной организации проводит копирование регистрационных бланков и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет.
Руководитель образовательной организации передает копии бланков итоговых сочинений (изложения) на проверку комиссии образовательной организации и независимым экспертам.
Комиссия образовательной организации осуществляет проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации. Передают руководителю образовательной организации.
Ответственное лицо переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.
13
Слайд 14
При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачет».
14
Слайд 15
Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения)
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения (изложения) обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией из другой образовательной организации.
15
Слайд 16
ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
1. В текстах для изложения должно преобладать повествование (описание и рассуждение не играют определяющей роли), поскольку глухие и слабослышащие школьники успешнее излагают сюжетные тексты (см. образец текста для изложения «Белый гусь»).
2. Текст должен обладать смысловой завершенностью.
3. Текст должен быть корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности.
4. Объём текста не должен превышать 450 слов.
16
Слайд 17
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ, ПИШУЩИХ ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите подробное изложение Рекомендован объем – 250-300 слов (если в изложении меньше 150 слов, то задание считается невыполненным).
Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.
Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).
Изложение пишите четко и разборчиво.
При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность.
17
Слайд 18
ЗАДАЧИ - СОЧИНЕНИЕ
выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме;
назначение итогового сочинения –проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки . Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Примеры:
1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
2. Почему люди пишут стихи?
3. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
18
Слайд 19
ИНСТРУКЦИЯ (СОЧИНЕНИЕ)
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
19
Слайд 20
Издательство подготовило http://сочинение.1сентября.рф/
Слайд 22
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
«Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно...»
Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
«А что такое счастие?» Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени«
«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...»
Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого...» ?
«В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
22
Слайд 23
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ
2. Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (Л.Н. Толстой)
Значение войны для государства и человека…
Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?
Что влияет на нравственный выбор человека в условиях войны?
Есть ли на войне место любви?
Что позволяет человеку остаться человеком в страшных условиях войны?
Совместимы ли понятия «женщина» и «война»?
Почему мы победили?
Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма?
Почему нельзя забывать о прошедшей войне?
23
Слайд 24
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека?
Может ли природа преобразить душу и сознание человека?
Радость, которую дарит природа.
Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой?
Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам?
Почему природа способна спасти человеческую душу от зла?
Чем вы объясните то, что при характеристике отношения человека к животным иногда используют такие эпитеты, как «гуманный», «антигуманный»?
Какими смыслами вы бы наполнили словосочетание «любовь к природе»?
24
Слайд 25
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ
4. Спор поколений: вместе и врозь. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса…
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р. Роллан).
Что такое настоящая благодарность?
Семья - это мой дом
25
Слайд 26
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ
5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Виртуальный мир интернета - прогресс или современная "обломовщина«?
Мыслю – следовательно, существую?
Быть или казаться?
Есть ли место творчеству и фантазии в науке?
Добро должно быть с кулаками?
У каждого своя правда: относительность критериев справедливости…
Возможна ли абсолютная свобода в обществе?
Примерный список литературы
26
Слайд 27
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
27
Слайд 28
КРИТЕРИИ № 1 и № 2
К1 – Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
К2 – Аргументация. Привлечение литературного материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
28
Слайд 29
Примеры оценивания
29
Слайд 30
КРИТЕРИИ № 3, 4, 5
К3 – Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
К4 – Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
К5 – Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
30
Слайд 31
Проверьте сочинение по критериям!
Соответствует ли сочинение теме?
На каком литературном материале вы построили своё рассуждение? Присутствует ли анализ (интерпретация) произведения?
Выдержана ли композиция рассуждения (вступление / основная часть / заключение)?
Насколько удачно речевое оформление текста сочинения?
Проверили ли грамотность? (Пользуйтесь орфографическим словарём!)
Слайд 32
РЕПЕТИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
20 ноября ученики 11 классов всех школ Алтайского края напишут репетиционное итоговое сочинение с целью подготовки и отработки технологии проведения экзамена.
Темы итоговых сочинений будут опубликованы 20 ноября 2014 года на сайте Алтайского краевого информационно-аналитического центра в 9:45 по местному времени.
на «реальных бланках» - передача из РЦОИ;
технология экзамена полностью выдерживается (чтение инструкции, дежурные, проверка);
проверка экспертами на местах (бланки остаются в школах).
32
Слайд 33
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
33