Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Изучение понятие «Период» в русском языке, его особенности.
Цель работы:
Слайд 3
Период – многочленное предложение, интонационно и по смыслу распадающееся на две (как правило, ассиметричные) части, в первой из которых наблюдается повышение тона, а во второй – понижение.
Анафора – отношение между языковыми выражениями (словами или словосочетаниями), при котором в смысл одного выражения входит отсылка к другому, ранее упомянутому языковому выражению.
Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
Просодия - система фонетических средств, реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются следующие элементы просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков - словесные тоны.
Тезаурус:
Слайд 4
Формирование периода как особой формы синтаксического художественного построения происходило в прозе Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» период как в наиболее сложных, так и в простых реализациях сохраняет верность не только главным, структурообразующим чертам, но и вторичным характерным признакам: период у Карамзина округлён, соразмерен, в какой-то степени монотонен и одновременно величав. Период использовали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Горький, К.А. Федин, А.Т. Твардовский. Период эволюционирует вместе с художественным методом литературы; это особенно заметно в художественной прозе, где отказ от некоторых его вторичных, «внешних» признаков сопровождается, при верности главному, появлением новых признаков - интонацией, «ломаной линией», передающей нервный ритм и богатое психологическое звучание художественного текста.
Из истории:
Слайд 5
Единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно:
- цельное повествование;
- цельное логическое рассуждение;
- отсутствие элементов из предшествующего контекста, внутренних анафорических связей;
- небольшим объёмом в одно предложение.
Период характеризуется:
Слайд 6
- Простым, с повторяющимися однотипными группами однородных членов;
- Сложносочинённым, в котором простые предложения воспроизводят одну и ту же - предикативную (обычно глагольную) конструкцию;
- Сложноподчинённым, в котором главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида - условных, причинных, временных, уступительных.
*Между частями периода обычно ставится тире, реже – запятая. Внутри частей употребление знаков регламентируется существующими правилами.
Период бывает:
Слайд 7
Гармоническое соответствие между содержательным и синтаксическим уровнями периода состоит в том, что разные составные части, из которых слагается содержание, воплощаются в разных синтаксических составляющих, а сходным элементам изложения соответствуют однотипные синтаксические конструкции.
Например, период, представляющий логическое рассуждение, на содержательном уровне делится на две части: основное положение (посылка) с рядом аргументов или дополнений и вывод. На синтаксическом уровне это членение может быть воспроизведено разными способами: первая часть – предложение с однородными членами, сопровождаемыми однородными придаточными, вторая часть – заключительная, вывод - бессоюзное присоединённое простое предложение, выражающее обобщающую оценку.
Гармония в строении:
Слайд 8
Каждая модель характеризуется не только соответствием синтаксического и содержательного уровней, но и соразмерностью, уравновешенностью частей: если в периоде есть цепь придаточных, они начинаются обычно с одинакового союза, имеют близкие размеры, сходное синтаксическое строение и т. д. Эти черты придают периоду музыкальность и ритмичность.
Модель периода:
Слайд 9
- Интонационный контур периода характеризуется постепенно нарастающим повышением с кульминацией в конце первой части, следующей далее паузой и глубоким понижением в конце. Интонационная структура периода соответствует его содержательному и синтаксическому членению, подчёркивая средствами просодии его стройность, внутреннюю напряжённость и завершённость.
- Период распространён в литературно обработанной речи: в художественной прозе, поэзии, публицистике, в ораторской речи.
Особенности:
Слайд 10
…из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «А всё-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!».
…построенный Карамзиным на деепричастных оборотах: «Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его,— величием, купленным столь дорогою ценою?».
…из стихотворения А.С. Пушкина «Жуковскому»:
«Власы подъемлет на челе, -
Ты прав, творишь ты для немногих…»
Пример периода…
Слайд 11
В ходе работы мы узнали, что такое «период», его особенности, его характеристику, состав, а также как правильно строить период в тексте.
Вывод:
Слайд 12
Работу выполнили ученики 10А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска
Романов Юрий и Якович Виктор
Учитель Плохотнюк И.В.
2011 год
Используемый материал:
_http://tapemark.narod.ru/les/401c.html
_http://ru.wikipedia.org/
_http://russkiyyazik.ru/643/
Учебник «Русский язык для 10-11-ых классов» Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина