Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОДСТИЛЬ
Специфика языка научно-популярной литературы, заключается в том, что любое научное понятие, обозначаемое термином, непременно вовлекается в цепь житейских ассоциаций, подчиняясь, таким образом, центральной про-
блеме научно-популярного стиля – проблеме читателя»
А.В. Степанов
Слайд 2
Цель:
1)Изучить научно-популярный подстиль.
2)Найти различия научно-популярного подстиля от научного стиля.
Слайд 3
Научно-популярный подстиль - разновидность научного стиля, предназначенная для распространения научных знаний среди широких общественных кругов.
Периферия (от греч. περιφέρεια — окружность)— окраинная, внешняя часть чего-либо, противопоставленная центру
Тезаурус:
Слайд 4
Разновидности научного стиля речи:
научно-популярный;
научно-деловой;
научно-технический;
научно-публицистический;
учебно-научный.
собственно научный;
научно-информативный;
научно-справочный;
учебно-научный.
Слайд 5
Научно-популярный подстиль находится на периферии научного стиля. Данный подстиль, наряду с основной функцией научного стиля передачей логической информации и доказательством ее истинности, имеет еще и функцию популяризации.
Слайд 6
Пример:
Хотя здоровье всего важнее, но, разумеется, проникнув в мир вездесущих обитателей планеты, люди открыли неисчислимые богатства и стали пытаться использовать самые разнообразные ценные качества. Ведь микроорганизмы способны получать энергию, не поглощая кислород воздуха, как все млекопитающие, а, скажем, путём брожения. Например, дрожжи преобразуют глюкозу в этиловый спирт и кислоту без доступа кислорода. Есть микробы-анаэробы («аэр»- воздух, «ан»- отрицательная приставка)- им вообще не нужен кислород. Некоторые из них даже гибнут в кислородной атмосфере.
Е.С.Кнорре(«Живое в прожекторах науки»)
Слайд 7
Научно-популярный подстиль, в отличие от собственно научного, широко использует языковые средства других стилей. Соотношение средств выражения научной информации, стилистически однотипных и строгих, и средств популяризации, стилистически разнотипных и эмоциональных, имеет широкую амплитуду колебаний в зависимости от уровня научной осведомленности читателя, жанра произведения, рода науки и других факторов
Слайд 8
Различия.
научный стиль научно-популярный подстиль
объективность и отвлеченность от - предназначен для читателя,
конкретного и случайного; интересующегося вопросами науки;
логическая доказательность и - терминологическая лексика
последовательность изложения; присутствует в минимальных
- точность и ясность, лаконичность. количествах;
- научные понятия вводятся с опорой
на бытовое сознание читателей,
на их практический опыт, поэтому в
таких текстах встречаются
эмоционально-экспрессивные
элементы, сравнения, метафоры,
аналогии.
Слайд 9
Языковые средства
научная лексика (терминология); -примеры для иллюстрации отдельных
повторение ключевых слов; научных положений;
абстрактные понятия -сравнение;
(отглагольные существительные); -перифраза;
конкретная лексика – для -вводные слова;
обозначения общих понятий; -модальные частицы;
словосочетание -риторические восклицания.
«существительное + существительное
в родительном падеже»;
сложные предложения;
прямой порядок слов.
Роль этих языковых средств: строгая
последовательность в изложении,
смысловая точность, достоверность.
Эти языковые средства упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме.
Слайд 10
Вывод:
В своей работе мы изучили особенности
научно-популярного подстиля и нашли его
различия с научным стилем.
Слайд 11
Работу выполнили ученики 10А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2011 год