Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Двадцать седьмое января.
Классная работа.
Тема: «Имя числительное»
Слайд 2
В тысяча девятьсот сорок первом году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. Восьмого сентября тысяча девятьсот сорок первого года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. Восемнадцатого января тысяча девятьсот сорок третьего года блокада была прорвана, и у города появился коридор сухопутной связи со страной. Двадцать седьмого января тысяча девятьсот сорок четвертого года советские войска полностью сняли длившуюся девятьсот дней фашистскую блокаду города.
Слайд 3
Цели урока:
Познакомимся
с именем числительным как частью речи.
Научимся находить
числительное в тексте.
Узнаем
о количественных и порядковых числительных.
Слайд 4
Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными.
Слайд 5
группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;
группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;
Слайд 6
группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;
группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;
40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.
И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.
Слайд 9
Трём комнатам (Д.п.)
Одиннадцати окон (Р.п.)
Семью стульями (Т.п. )
Слайд 10
Три ( Им.п.) и семь (Им.п) будет десять (Им.п).
Сложите одиннадцать ( В.п.) и три ( В.п.).
К семи(Д.п.) прибавьте одиннадцать ( В.п.).
Слайд 11
Третью (В.п.) комнату.
Одиннадцатым (Т.п) окном.
Седьмого (Р.п.) стула
Слайд 13
Имя числительное
количественное порядковое
сколько? Какой?
Слайд 14
ПЯТЁРКА
ПЯТЬ
?
Какая часть речи
Слайд 15
Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи –только словами.
Слайд 16
достигают ста пятидесяти метров;
вырастает до шестидесяти метров;
сосна-до сорока восьми метров;
высотой около тридцати шести метров;
дуб-до двадцати пяти метров.
Слайд 17
Цели урока:
Познакомимся
с именем числительным как частью речи.
Научимся находить
числительное в тексте.
Узнаем
о количественных и порядковых числительных.
Слайд 18
Подготовить устный рассказ о числительном как части речи;
Письменное задание на выбор:
а) упражнение 345;
б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.
Домашнее задание
Слайд 19
Спасибо за внимание