Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
И.А.Бунин
Рассказ
«Господин из Сан-Франциско»
Слайд 2
История создания
Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью.
1910 год – весной посетил Францию, Алжир, Капри.
1911 год – посетил Египет и Цейлон.
С декабря 1913 года полгода жил на Капри.
Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах.
Слайд 3
«Господин из Сан-Франциско»
Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название «Смерть на Капри»
Слайд 4
Философская линия
Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.
Слайд 5
Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
Слайд 6
Сюжет
Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого «никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук».
Слайд 7
Композиция
Рассказ имеет кольцевую композицию
Слайд 8
Кульминация
Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора».
Слайд 9
Конфликт
Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды».
Слайд 10
Символика рассказа
Символ общества – пароход «Атлантида».
Символ стихии, природы, противостояния цивилизации – океан.
Символизирует чудовищность, грузность, идола образ капитана.
Заглавный герой – олицетворение человека буржуазной цивилизации.
Слайд 11
Пароход, океан, капитан
Слайд 12
«Атлантида»
Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих «благополучно много».
«Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе» - у «исполинских топок».
Слайд 13
Антитеза
Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара.
Работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».
Слайд 14
Картины рая и ада
Слайд 15
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.