Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Рассказ И.А.Бунина «Танька»
Урок литературы в 9 классе
Автор презентации:
Горох Н.Г.,
учитель МОУ СОШ села Ключи
Лысогорского района Саратовской области
Готовимся к ГИА по литературе в новой форме
Слайд 2
«Танька» - начало литературного пути И.А.Бунина
В 1893 году в журнале «Русское богатство» вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора из провинции И.Бунина «Танька». Именно это произведение станет для будущего нобелевского лауреата точкой отсчета начала серьезной литературной деятельности, началом литературного пути.
Слайд 3
Факты биографии
Дата смерти: Париж, 8 ноября 1953
Дата рождения: Воронеж
10 (22) октября 1870
Премии:
Пушкинская премия 1 степени за перевод «Песни Гайавате»Лонгфелло.
Нобелевская премия 1933 года по литературе «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции классической прозы»
Слайд 4
Слово литературоведам
Исследователи творчества И.Бунина считают, что первые его рассказы были во многом несовершенны, они называют их «лирическими очерками» в первую очередь из-за отсутствия сюжета.
Так ли это? Можно ли назвать рассказ «Танька» бессюжетным?
Определим элементы сюжета в рассказе.
Слайд 5
Элементы сюжета в рассказе
Экспозиция – история продажи лошади.
Завязка – уход Таньки из дома.
Развитие действия – встреча Таньки с барином Павлом Антонычем.
Кульминация – размышления Павла Антоныча о судьбе Таньки.
Развязка – сон Таньки.
Слайд 6
Но читая текст внимательно, мы видим, что автор графически разделяет рассказ на 4 отрывка, каждый из которых – законченный рассказ.
Докажем это, выделив в каждом элементы сюжета.
Например в первом отрывке:
описание утра, продажа лошади, голод в семье, воспоминание о сытой жизни, уход отца на заработки.
Слайд 7
Слово литературоведам
«Основной особенностью дарования Бунина является, как у Тургенева, необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим…»
П.Б.Струве
Слайд 8
Лирическое и эпическое в рассказе
Давайте проследим, как сочетаются в рассказе эпическое и лирическое начала.
(описание жизни и быта крестьянской семьи, продажа лошади, диалог матери со странником – элементы эпического в произведении)
(Автор неожиданно вводит нас в действие, мы сразу становимся свидетелями описываемых событий. И обрывается рассказ так же неожиданно, его финал открыт. Автор дает возможность читателю самому додумать образ Таньки, её будущее – лирическое начало в рассказе).
Слайд 9
Слово литературоведам
«…Бунин избегал прямого выражения авторских мыслей и чувств, риторической назидательности…»
Л.В.Крутикова
Отыщем в тексте внутренний монолог Таньки.
(Я сама уйду на пруд, не буду просить картох…)
Другой способ выражения потаенных мыслей и чувств героев – несобственно прямая речь:
«Вот теперь его племянницы во Флоренции…»
Слайд 10
Прием контраста в рассказе
Еще дореволюционная критика отмечала такую особенность бунинской манеры, как мастерское использование контрастов. Контраст в рассказе «Танька» - это даже уже не прием, а принцип организации текста.
Первые две части ( мир Марьи и Таньки, странника, Корнея) контрастируют с двумя последними (мир барина).
В 1 и 3 описаны ссоры, во 2 и 4 – последствия ссор (продажа лошади – уход Таньки; ссора Павла и Егора – появление Таньки в доме барина).
Слайд 11
Финал рассказа
Мать пела Таньке старинные песни, от которых ей хотелось плакать: «Песней говорила она дочери, что и у неё будут такие же зори, будет все, что проходит так скоро и надолго, надолго сменяется деревенским горем и заботою…»
В 4 части барин играет Таньке на гитаре «Зореньку», представляет её деревенской красавицей, поющей: «По заре-заре играть хочется!»
Каков смысл сна Таньки: что победит – рыдание матери или песня с её надеждой на лучшее?
Слайд 12
Исследование текста
«Стремление к совершенству определяло и словесную магию бунинского искусства. Обостренность его взора, слуха, обоняния общеизвестны. Звук, свет, запахи, краски, формы, самый ритм жизни Бунин передавал так, что в восторг приводил самых искушенных любителей слова».
Л.В.Крутикова
Покажите на примере рассказа «Танька» «обостренность взора, слуха, обоняния» И.А.Бунина.
Какие изобразительно-выразительные средства использует Бунин в этом рассказе?
Слайд 13
Домашнее задание
Для учащихся, выбравших литературу для ГИА:
Письменно сравните рассказ Бунина «Танька» с рассказами А.П.Чехова о детях: «Ванька», «Спать хочется». Что объединяет их?
(5-8 предложений)
Инд. зад. : За что Бунину в 1933 году присуждена Нобелевская премия. Как писатель распорядился этой премией?
Остальные учащиеся:
Вспомните ранее изученный рассказ Бунина «Лапти». Есть ли лирическое начало в этом рассказе?
Слайд 14
Использованные материалы:
Немкина М.В. «О лирическом начале в рассказе Бунина «Танька» - сайт «Литература в школе»
Черных О.Г. Практикум по литературе - Москва. «Вако» 2010
Дизайн презентации - интернет