Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет.
Екатерина Серова
Слайд 3
Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»
Слайд 4
Иван Алексеевич Бунин
Его творчеством восхищались многие писатели и поэты: Т. Манн, Р. Ролан, М. Горький,
К. Паустовский,
А. Твардовский и другие.
Слайд 5
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
Была оттепель, стояли тёплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
О ком же идёт речь в рассказе?
В чём особенность выделенных слов?
С какой целью автор их употребляет?
Слайд 6
Опережающие вопросы
Каким вы себе представляете отца Саши? Опишите его.
Слайд 7
Отец приехал из глухой, занесённой сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец – человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень тёплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он всё время возбуждён городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.
Совпали ли ваши представления об отце с авторским изображением героя?
Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании
Слайд 8
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?
Как вы понимаете выделенные слова?
Слайд 9
На нём новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного.
Психологический портрет – это описание внешности героя, с указанием на черты его характера
Слайд 10
Опережающие вопросы
Предположите, как будут проводить время отец и сын?
Слайд 11
Размышляем о прочитанном
Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?
Слайд 12
Что ощутили главные герои рассказа, выходя из дымного трактира на воздух?
Слайд 13
На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире?
И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
Слайд 14
Размышляем
Как эти слова «…лазурные детские глаза» связаны с названием рассказа?
Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?
Слайд 15
Антитеза - противопоставление
Слайд 16
Работаем по тексту ( в парах)
С чем связано «великое горе» Саши, которое посетило его в понедельник?
Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?
Слайд 17
Работаем в творческих группах
Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?