Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Алгебра 11 класс,
УМК Мордковича А.Г.
Степень
Разработано учителем математики
МОУ «СОШ» п. Аджером
Корткеросского района Республики Коми
Мишариной Альбиной Геннадьевной
Слайд 2
Из истории
Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.
Слайд 3
Из истории
В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком k с индексом r;
куб – знаком k c индексом r и т.д.
Слайд 4
Из истории
Все началось с Древнегреческого ученого Пифагора. У него была целая школа, и всех его учеников называли пифагорейцами. Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4, 9 и 16 они представляли в виде квадратов.
Слайд 5
Из истории
Вавилоняне пошли дальше: составляли и пользовались таблицами квадратов и кубов чисел.
число В Первой Во Второй В Третьей
1 1 1 1
2 2 4 8
3 3 9 27
4 4 16 64
5 5 25 125
6 6 36 216
7 7 49 343
8 8 64 512
9 9 81 729
Слайд 6
Из истории
Индийские ученые независимо от всех остальных открыли и оперировали степенями с натуральными показателями до 9 включительно, называя их с помощью комбинации трех слов:
“ва” (2-я степень, от слова “варга” – квадрат),
“гха” (3-я степень, от “гхана” - куб) и
“гхата” (слово указывающее на сложение
показателей).
Например: 4 степень – “ва-ва”,
5-ая – “ва-гха-гхата”, 6-ая – “ва-гха”.
Слайд 7
Из истории
XVI век. В этом веке понятие степени расширилось: его стали относить не только к конкретному числу, но и к переменной. Как тогда говорили «к числам вообще»
Английский математик
Симон Стевин придумал запись для обозначения степени:
запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись 33 + 52 – 4.
Слайд 8
Из истории
Дробные показатели степени и наиболее простые правила действии над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Орема (1323–1382 гг.) в его труде “Алгоризм пропорций”.
Слайд 9
Из истории
Равенство, а⁰ = 1 для а ≠ 0 применял в своих трудах в начале ХV века самаркандский ученый Гиясаддин Каши Джемшид.
Слайд 10
Из истории
Независимо от него нулевой показатель был введен Николаем Шюке в ХV веке. Известно, что Николай Шюке (1445–1500 гг.), рассматривал степени с отрицательными и нулевым показателями.
Слайд 11
Из истории
Позже дробные и отрицательные,
показатели встречаются в “Полной
арифметике” (1544 г.) немецкого
математика Михеля Штифеля и
у Симона Стевина.
С.Стевин предположил подразумевать под а⅟ ⁿ корень.
Слайд 12
Из истории
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков
Джона Валлиса (1616–1703) и
Исаака Ньютона
(1643–1727).
Слайд 13
Знаем
Мы умеем вычислять значение степени аⁿ с любым целочисленным показателем n, руководствуясь следующими определениями:
1) если n = 1, то а¹ = а;
2) если n = 0 и а ≠ 0 , то а⁰ = 1;
3) если n = 2;3;4;5;… , то аⁿ=а·а·а·…·а (n раз)
4) если n =1;2;3;4;5;… , и а ≠ 0 , то а⁻ⁿ=1/аⁿ
Слайд 14
Знаем
Свойства:
Пусть а>0 и в>0; k и m – целые числа, тогда:
Слайд 15
Определение
Степенью числа а>0 с рациональным показателем r = m/n, где m-целое число, а n-натуральное число (n>1), называется число
Итак, по определению
При а<0 рациональная степень числа а не определяется!!!
Слайд 16
Оказывается
Если основания степеней положительны, то известные нам свойства выполняются
для любых показателей степени.
Слайд 17
Найти значение выражения
1)
2)
Слайд 18
Решаем
Найти значение выражения
Решение:
Самостоятельно:
Ответ: 10
Слайд 19
Решить в парах
1)
2)
Ответы:
3/8
27√2
Слайд 20
Решить самостоятельно
1)
2)
Ответ:
4/5
128/27
Слайд 21
Источники
http://aida.ucoz.ru – фон слайда
С.Стевина http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/984/57984922_Stifel_Michel.jpg
Диофант http://www.tovima.gr/files/1/2014/02/28/0_diofant.jpg
Пифагор http://www.bdn-steiner.ru/modules/Coppermine/albums/Deyateli/af_08_pifagor.jpg
М.Штифеля http://www.mccme.ru/istolimp/2006/opim_htm/opim2_vstuplenie._files/image003.gif
Д.Валлиса http://www.illc.uva.nl/Wallis/uploaded_files/1wallis.gif
И.Ньютона http://www.24sata.hr/image/nastali-iz-hobija-slavnih-a-danas-su-dio-svakodnevice-900x600-20070624-20101019004049-14514.jpg
Н.Орема http://afishalviv.net/php_uploads/images/eventimages/ArticlePortletImage_10435.jpg
Н. Шюке http://images.cdn.bridgemanart.com/api/1.0/image/600wm.EUL.7066520.7055475/253428.jpg
Г. Каши http://www.gencgelisim.com/v2/images/stories/omer-hayyam-kimdir.jpg
Задания взяты:
Задачник А.Г.Мордковича «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс,- М., Мнемозина,2012
А.Н. Колмогоров и др. «Алгебра и начала анализа» Учеб. для 10-11 классов сред. шк.,- М., Просвещение,1990
http://www.flconf.org/education/wp-content/uploads/2011/04/5107103-1886x2550-1-1024x757.jpg