Презентация - Анализ текста «Лирика»

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Самарский институт повышения квалификации работников образования Кафедра преподавания языков и литературы
АНАЛИЗ ТЕКСТА Лирика Самара,2014

Слайд 2

Лирика -
Самый субъективный род литературы, здесь первичен субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Это «фотография чувства» (Г.Грин).

Слайд 3

Сюжет в лирике – есть сюжет движения эмоции или мысли. Лирический герой – субъект и объект изображения. Лирическая система – совокупность лирических стихотворений, объединенных отчетливо выраженным отношением к действительности и художественным строем.

Слайд 4

Формы выражения авторского сознания в лирике
Лирический герой Поэтический мир (А.Фет, А.Майков) Повествователь Герой ролевой лирики

Слайд 5

Лирический герой -
– это и носитель речи, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром. Читатель сосредоточен на том, что происходит с ЛГ, каково его отношение к миру, состояние души.

Слайд 6

2. Для облика ЛГ характерно некое единство: внутреннее, идейно-психологическое, то есть в разных стихах раскрывается как бы единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.

Слайд 7

3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое (поэта или персонажа). Разные стихотворения могут восприниматься как эпизоды жизни некоего человека.

Слайд 8

ОШИБКА!!! ЛГ обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека. Читатель отождествляет создание и создателя.

Слайд 9

Лирический Герой – это призма, через которую автор смотрит на мир, преломляет его, а «обнаруженное» раскрывает читателю

Слайд 10

Нельзя судить о ЛГ по одному стихотворению: он раскрывается либо во всем творчестве поэта, либо в каком-то цикле его произведений. Поэтому мы говорим: «ЛГ в лирике М.Лермонтова»; «ЛГ в ранней лирике В.Маяковского»; «Эволюция ЛГ А.Блока»

Слайд 11

Поэтический мир
Существуют лирические системы, где нет конкретного носителя речи (ЛГ). Между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии нет личности как главного предмета изображения, нет той «призмы», через которую преломляется действительность.

Слайд 12

Например, Афанасий Афанасьевич Фет Говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы. Он широко пользуется местоимением «Я». Но это не ЛГ!!! У него нет ни внешней, ни биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем, как о конкретной художественной личности.

Слайд 13

Лирическое «Я» А.А.Фета – это взгляд на мир, по сути, отвлеченный от конкретной личности. Лирика А.Фета- образец поэтического мира.

Слайд 14

Многоэлементная лирика Н.А. Некрасова
Лирический герой Повествователь Ролевая лирика

Слайд 15

Повествователь- особый носитель речи в лирике
ЛГ – сосредоточен на своем «Я», участник событий, он говорит о своем восприятии действительности, о своих эмоциях, переживаниях. ЛГ – это «призма» для читателя. Читатель видит мир через заданный ЛГ ракурс.
Повествователь – наблюдатель за событием, обстоятельством, ситуацией, явлением, пейзажем. Часто он рассказывает о судьбе другого человека. Это элемент эпического начала в лирике

Слайд 16

Повествователь- особый носитель речи в лирике
Повествователь в лирике Н.А.Некрасова – русский человек, впитавший в себя картины русской природы, богатство русского фольклора. Он мыслитель, передовой человек эпохи, близок к простым людям. Социально-демократическая точка зрения на мир позволяет ему своеобразно фиксировать реалии окружающего мира и рассказывать о них читателю. Он носитель эпического начала в лирике Н.А.Некрасова.

Слайд 17

Ролевая лирика
Автор выступает не от своего лица, а от лица разных героев. Это лирический способ передачи эпического материала. Автор дает слово героя, явно отличным от него. Автор присутствует в стихотворениях, но скрыто, как бы растворившись в своих героях, слившись с ними.

Слайд 18

Анализ лирического произведения (Схема Ярхо-Гаспарова) 1. Перескажите стихотворение своими словами (построфно). Важно уловить общий смысл, настроение. 2. Идейно-образный уровень: эмоции, образы, мотивы. Стилистический уровень: рассмотрение лексики, синтаксиса. Фонетический уровень: метрика, ритмика, фонетика, звукопись.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!