Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Самарский институт повышения квалификации работников образования Кафедра преподавания языков и литературы
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Лирика
Самара,2014
Слайд 2
Лирика -
Самый субъективный род литературы, здесь первичен субъект высказывания и его отношение к изображаемому.
Это «фотография чувства» (Г.Грин).
Слайд 3
Сюжет в лирике – есть сюжет движения эмоции или мысли.
Лирический герой – субъект и объект изображения.
Лирическая система – совокупность лирических стихотворений, объединенных отчетливо выраженным отношением к действительности и художественным строем.
Слайд 4
Формы выражения авторского сознания в лирике
Лирический герой
Поэтический мир (А.Фет, А.Майков)
Повествователь
Герой ролевой лирики
Слайд 5
Лирический герой -
– это и носитель речи, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром.
Читатель сосредоточен на том, что происходит с ЛГ, каково его отношение к миру, состояние души.
Слайд 6
2. Для облика ЛГ характерно некое единство: внутреннее, идейно-психологическое, то есть в разных стихах раскрывается как бы единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
Слайд 7
3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое (поэта или персонажа). Разные стихотворения могут восприниматься как эпизоды жизни некоего человека.
Слайд 8
ОШИБКА!!!
ЛГ обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека. Читатель отождествляет создание и создателя.
Слайд 9
Лирический Герой
– это призма, через которую автор смотрит на мир, преломляет его, а «обнаруженное» раскрывает читателю
Слайд 10
Нельзя судить о ЛГ по одному стихотворению: он раскрывается либо во всем творчестве поэта, либо в каком-то цикле его произведений.
Поэтому мы говорим:
«ЛГ в лирике М.Лермонтова»;
«ЛГ в ранней лирике В.Маяковского»;
«Эволюция ЛГ А.Блока»
Слайд 11
Поэтический мир
Существуют лирические системы, где нет конкретного носителя речи (ЛГ).
Между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии нет личности как главного предмета изображения, нет той «призмы», через которую преломляется действительность.
Слайд 12
Например, Афанасий Афанасьевич Фет
Говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы.
Он широко пользуется местоимением «Я».
Но это не ЛГ!!!
У него нет ни внешней, ни биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем, как о конкретной художественной личности.
Слайд 13
Лирическое «Я» А.А.Фета – это взгляд на мир, по сути, отвлеченный от конкретной личности.
Лирика А.Фета- образец поэтического мира.
Слайд 14
Многоэлементная лирика Н.А. Некрасова
Лирический герой
Повествователь
Ролевая лирика
Слайд 15
Повествователь- особый носитель речи в лирике
ЛГ – сосредоточен на своем «Я», участник событий, он говорит о своем восприятии действительности, о своих эмоциях, переживаниях.
ЛГ – это «призма» для читателя. Читатель видит мир через заданный ЛГ ракурс.
Повествователь – наблюдатель за событием, обстоятельством, ситуацией, явлением, пейзажем. Часто он рассказывает о судьбе другого человека.
Это элемент эпического начала в лирике
Слайд 16
Повествователь- особый носитель речи в лирике
Повествователь в лирике Н.А.Некрасова – русский человек, впитавший в себя картины русской природы, богатство русского фольклора. Он мыслитель, передовой человек эпохи, близок к простым людям. Социально-демократическая точка зрения на мир позволяет ему своеобразно фиксировать реалии окружающего мира и рассказывать о них читателю. Он носитель эпического начала в лирике Н.А.Некрасова.
Слайд 17
Ролевая лирика
Автор выступает не от своего лица, а от лица разных героев.
Это лирический способ передачи эпического материала.
Автор дает слово героя, явно отличным от него.
Автор присутствует в стихотворениях, но скрыто, как бы растворившись в своих героях, слившись с ними.
Слайд 18
Анализ лирического произведения
(Схема Ярхо-Гаспарова)
1. Перескажите стихотворение своими словами (построфно). Важно уловить общий смысл, настроение.
2. Идейно-образный уровень: эмоции, образы, мотивы.
Стилистический уровень: рассмотрение лексики, синтаксиса.
Фонетический уровень: метрика, ритмика, фонетика, звукопись.
Слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!