Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Автор: Карпова С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 г. Суворова Тульской обл.
Слайд 3
1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа.
2. Усвоить содержание основных эпизодов и сцен т.3 .
3. Воспитывать чувство патриотизма.
Слайд 5
1. Как показана армия французов и её дух?
2. Каково отношение французов к своему императору?
3. Что общего между ними?
Вывод: Толстой подчёркивает восторженное отношение солдат к своему императору, «слепую любовь» к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех французов. Наполеона ведёт слава покорителя мира.
Слайд 6
1. Как простой народ реагирует на происходящее?
2. Какова роль сцены «Оставление Смоленска»? Что хотел показать нам автор?
3. Расскажите о поведении купца Ферапонтова. Что движет этим человеком и другими жителями Смоленска?
Жители Смоленска, несмотря на заверения губернатора, один за другим покидают город. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось врагу
Слайд 7
1.Какова реакция на происходящее Болконского старшего? О чём его последние мысли?
2. Как переживает княжна Марья смерть отца? Что вернуло её к жизни? Как она отреагировала на предложение Бурьен остаться и просить защиты у французов?
3. Бунт богучаровских мужиков(гл.9-13). Почему мужики отказываются уходить от нашествия? Чем вызван бунт? Как разрешилось противостояние мужиков и господ?
Подведём итог. Бунт мужиков вызвала их извечная мечта о воле, извечное недоверие к господам. Немного позже, благодаря вмешательству Николая Ростова, крестьяне не только расходятся, но и вяжут зачинщика.
Слайд 8
Оставление Москвы
1. Как ведут себя жители Москвы?(т.3,ч1, гл.18-23)
2. Как решает помочь спасению Отечества Пьер, Ростовы? (ч.2, гл.18, ч.3,гл16, гл.27)
3. Как ведут себя в момент опасности для Родины представители аристократического общества?(ч.2,гл.17, ч.3,гл7
4. Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя победителями?(ч.3, гл.26)
Слайд 10
На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону бой.
Слайд 12
1. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?
2. Как Пьер убедился в справедливости слов солдата: «Всем миром навалиться хотят»?
3. Почему Князь Андрей, «Тимохин и вся армия» уверены в победе?
4. Справедливы ли слова Андрея, что французов надо казнить?
5. Покажите, «как по солнцу и под солнцем» идёт сцена боя.
6. Нашёл ли Пьер своё место на батарее Раевского?
7. Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея?
Слайд 13
Опять с полками стал своими
Раевский, веры сын, герой!..
Горит кровопролитный бой.
Все россы вихрями несутся,
До положенья глав дерутся;
Их тщетно к отдыху зовут:
"Всем дайте умереть нам тут!" -
Так русски воины вещают,
Разят врага-не отступают:
Не страшен россам к смерти путь.
Г.Державин
Пьера на батарее Раевского поражает страшный вид поля сражения. Он осознаёт, что война- это безумие. Солдаты заняты будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера- это открытие, он восхищён русскими солдатами.
Слайд 14
Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен показано глазами Пьера ,т.к. он, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников.
Сцены, рисующие настроение русских накануне боя, объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово- Москва».
Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идёт не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, где лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя великодушничать с врагом.
Слайд 15
Командуя полком, Болконский сблизился с солдатской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество.
*Расскажите, как был ранен князь Андрей?
* Какие черты характера проявил герой Толстого? Как вы оцениваете его поступок?
Слайд 16
После Бородинской битвы на Совете в Филях было принято трудное решение о сдаче Москвы и отступлении. Армия Кутузова отошла к Тарутину, тем самым закрыв дорогу французам в богатые продовольственные губернии России.
Слайд 17
Французский император вступил в опустевшую столицу, Москва встретила его сильнейшими пожарами. Армия стала разлагаться, началось мародерство, многие дезертировали.
Слайд 18
Но не только зима помогала русским; непобедимая наполеоновская армия на собственной шкуре узнала, что такое «дубина народной войны». Вспыхнуло партизанское движение, героями которого стали простые крестьяне Ермолай Четвертаков, Герасим Курин, старостиха Василиса Кожина, лихие партизанские командиры — Денис Давыдов, Александр Фигнер, Алексей Сеславин.
Герасим Курин
Старостиха Василиса Кожина
Денис Давыдов
Александр Фигнер
Алексей Сеславин
Слайд 19
Ресурсы:
1. http://biblio-semya.ru/?act=good&id=265
2. http://www.oditour.ru/index.php?part=132s1n&sub=35
3. http://nauka.samsu.ru/HIST/STAT/SEMENOV/sect.html