Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок на тему
ФРАЗЕОЛОГИЯ
6 класс
Нурутдинова Салихат Магомедовна
МКОУ СОШ№7 Буйнакска
Слайд 2
Тринадцатое октября
Классная работа
Слайд 3
2.Синтаксическая пятиминутка.
1)Составьте предложение (письменно)
Из предложения
Поздней осенью птицы улетают на юг .
Взять
существительное , обозначающее
обстоятельство времени,
употребите его в именительном
падеже единственного числа.
Слайд 4
2.Синтаксическая пятиминутка.
1)Составьте предложение
Из предложения
Поздней осенью птицы улетают на юг .
взять существительное ,обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.
Осень
Слайд 5
2.Синтаксическая пятиминутка.
2)Составьте предложение
Из предложения
Мороз румянил щеки
взять сказуемое, употребив его
без приставки в 3-м лице
единственного числа настоящего
времени
Слайд 6
2.Синтаксическая пятиминутка.
2)Составьте предложение
Из предложения
Мороз румянил щеки
Взять сказуемое, употребив его
Без приставки в 3-м лице
единственного числа настоящего
времени
Румянит
Слайд 7
2.Синтаксическая пятиминутка.
3)Составьте предложение
Из предложения
Кисти винограда свисали до земли
взять слово, обозначающее подлежащее, употребив его как дополнение
Слайд 8
2.Синтаксическая пятиминутка.
3)Составьте предложение
Из предложения
Кисти винограда свисали до земли
взять слово, обозначающее подлежащее, употребив его как дополнение
кисти
Слайд 9
2.Синтаксическая пятиминутка.
4)Составьте предложение
Из предложения
Рябины украшают наши леса
взять
существительное, выступающего в
роли подлежащего, сделав его
дополнением , употребив его в
родительном падеже.
Слайд 10
2.Синтаксическая пятиминутка.
4)Составьте предложение
Из предложения
Рябины украшают наши леса
взять существительное,
выступающего в роли подлежащего,
сделав его дополнением ,употребив
его в родительном падеже
рябин
Слайд 11
2.Синтаксическая пятиминутка
Полученное предложение
Осень румянит кисти рябин.
Слайд 12
2.Синтаксическая пятиминутка
Полученное предложение
Осень румянит кисти рябин.
Составьте схему предложения
Дайте характеристику предложению
Слайд 13
2.Синтаксическая пятиминутка
Полученное предложение
Осень румянит кисти рябин.
Простое,
распространенное,
двусоставное,
невосклицательное ,
Повествовательное.
Слайд 14
В Дагестане Расул Гамзатов – поэт первой величины.
Слайд 15
Тест
3.Тест по лексике русского языка
1)Найдите правильное утверждение:
а)Омонимы-это близкие по значению слова
б)Омонимы-это противоположные по значению слова
в)Омонимы-это разные по значению слова,но совпадающие по звучанию,по написанию
г)Омонимы-это професиональные слова
Слайд 16
1)Найдите правильное утверждение:
а)Омонимы-это близкие по значению слова
б)Омонимы-это противоположные по значению слова
в)Омонимы-это разные по значению слова,но совпадающие по звучанию,по написанию
г)Омонимы-это професиональные слова
Слайд 17
2)Слова кокого ряда будут синонимами слова вежливый?
а)блогозвучный,приятный для слуха
б)учтивый,корректный
в)образованный,умный
г)звучающий согласно,гармоничный
Слайд 18
2)Слова кокого ряда будут синонимами слова вежливый?
а)блогозвучный,приятный для слуха
б)учтивый,корректный
в)образованный,умный
г)звучающий согласно,гармоничный
Слайд 19
3)Какие из данных пар слов являются синонимами?
а)горячий-холодный
б)разговорчивый-молчеливый
в)горячий-жаркий
г)рыдать-смеяться
Слайд 20
3)Какие из данных пар слов являются синонимами?
а)горячий-холодный
б)разговорчивый-молчеливый
в)горячий-жаркий
г)рыдать-смеяться
Слайд 21
4)Какие из этих слов являются устаревшими?
а)чужестранный
б)заморский
в)иностранный
г)зарубежный
Слайд 22
4)Какие из этих слов являются устаревшими?
а)чужестранный
б)заморский
в)иностранный
г)зарубежный
Слайд 23
5)Какие из этих слов являются иноязычными?
а)лайнер
б)дерево
в)путешествие
г)агрессор
Слайд 24
5)Какие из этих слов являются иноязычными?
а)лайнер
б)дерево
в)путешествие
г)агрессор
Слайд 25
6)Какие из этих слов являются устаревшими?
а)доктор
б)врач
в)лекарь
г)знахарь
Слайд 26
6)Какие из этих слов являются устаревшими?
а)доктор
б)врач
в)лекарь
г)знахарь
Слайд 27
7)Укажите значения слова ланиты
а)напёрсток
б)перстень
в)щёки
г)платье
Слайд 28
7)Укажите значения слова ланиты
а)напёрсток
б)перстень
в)щёки
г)платье
Слайд 29
8)Какие из данных пар являются синонимами?
а)трусливый-несмелый
б)длинный-короткий
в)громадный маленький
г)громадный-крошечный
Слайд 30
8)Какие из данных пар являются синонимами?
а)трусливый-несмелый
б)длинный-короткий
в)громадный маленький
г)громадный-крошечный
Слайд 31
9)Найдите правильное удтверждение
а)Антонимы-это близкие по смыслу слова
б)Антонимы-это противоположные по смыслу слова
в)Антонимы-это слова в переносном значении
г)Антонимы-это разные по смыслу слова
Слайд 32
9)Найдите правильное удтверждение
а)Антонимы-это близкие по смыслу слова
б)Антонимы-это противоположные по смыслу слова
в)Антонимы-это слова в переносном значении
г)Антонимы-это разные по смыслу слова
Слайд 33
10)Какие из данных пар являются антонимами?
а)глубокий- бездонный
б)вьюга-метель
в)дряхлый- обветшалый
г)труд-безделье
Слайд 34
10)Какие из данных пар являются антонимами?
а)глубокий- бездонный
б)вьюга-метель
в)дряхлый-обветшалый
г)труд-безделье
Слайд 35
11)какое словосочетание употреблено в переносном значении?
а)голубая мечта
б)голубые глаза
в)голубые незабудки
г)голубое небо
Слайд 36
11)какое словосочетание употреблено в переносном значении?
а)голубая мечта
б)голубые глаза
в)голубые незабудки
г)голубое небо
Слайд 37
12)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм
а)Снявший голову
б)Близок локуток,да не укусишь
в)Все работали спустя рукава
г)Не всё коту масленица
Слайд 38
12)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм
а)Снявший голову
б)Близок локуток,да не укусишь
в)Все работали спустя рукава
г)Не всё коту масленица
Слайд 39
13)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм
а)Бригада работала засучив рукава
б)Жизнь прожить-не поле перейти
в)Слово не воробей,вылетит — не поймаешь
г)Светало
Слайд 40
13)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм
а)Бригада работала засучив рукава
б)Жизнь прожить-не поле перейти
в)Слово не воробей,вылетит — не поймаешь
г)Светало
Слайд 41
Что такое фразеология?
Слайд 42
Что такое фразеология?
Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Устойчивые выражения делятся на несколько групп:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ;
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ;
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И
ВЫРАЖЕНИЯ
Слайд 43
Тема урока:
Фразеологизмы
Слайд 44
Фразеологизмы – это:
устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.
Слайд 47
Вывод по учебнику
Параграф 22 стр.44
Слайд 48
Вывод :
Русский язык очень богат фразеологическими
оборотами.
К ним относятся пословицы, поговорки,
меткие яркие выражения, ставшие
крылатыми.
Фразеологические обороты украшают
речь, делают её выразительной,
образной.
Чем богаче словарный запас, тем
интереснее, ярче выражает человек свои
мысли.
Слайд 49
6.Фразеологизмы - синонимы
Бездельничать
Опытный человек
Очень много
Слайд 50
6.Фразеологизмы - синонимы
Бездельничать – бить баклуши,
работать спустя рукава,
сидеть сложа руки,
лодыря корчить.
Опытный человек – стреляный воробей,
тёртый калач.
Очень много – куры не клюют,
хоть пруд пруди,
тьма- тьмущая
Слайд 51
7.Фразеологизмы - антонимы
(быстро ) (медленно)
( близко ) ( очень далеко )
( очень мало ) ( очень много )
( далеко ) ( близко)
Слайд 52
7.Фразеологизмы - антонимы
Одним махом – в час по чайной ложке
(быстро ) ( медленно)
В двух шагах - за тридевять земель
( близко ) ( очень далеко )
Кот наплакал – куры не клюют
( очень мало ) ( очень много )
У чёрта на куличиках – рукой подать
( далеко ) ( близко )
Слайд 53
просмотр фразеологизмов
в картинках с
комментариями
Слайд 54
8.Сказка(устно)
Найдите и выпишите 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А
Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша
стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть
кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит.
Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла
прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как
своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка:
Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он
про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком
сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну,
хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал:
Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами
пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А
бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
Слайд 55
8.Сказка(устно)
Найдите и выпишите 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А
Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша
стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть
кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит.
Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла
прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как
своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка:
Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он
про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком
сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну,
хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал:
Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами
пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А
бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
Слайд 56
7.Фразеологизмы:
значение
и
происхождение
(письменно)
Слайд 86
8.Замените фразеологизм одним словом (устно)
1) Рог изобилия …
2) Обвести вокруг пальца
3) Вешать нос
4) Намотать себе на ус
5) Пальцем в небо
6) Во всю глотку
7) Как по маслу
8) Перегнуть палку
9) Сесть в калошу
10) Тянуть кота за хвост
Слайд 87
Замените фразеологизм одним словом: (устно)
1) Рог изобилия … (богатство)
2) Обвести вокруг пальца (обмануть)
3) Вешать нос (унывать)
4) Намотать себе на ус (запомнить)
5) Пальцем в небо (наугад)
6) Во всю глотку (громко)
7) Как по маслу (легко, складно)
8) Перегнуть палку (перестараться)
9) Сесть в калошу (опозориться)
10) Тянуть кота за хвост (медлить)
Слайд 88
9.Закончите предложения фразеологизмами (устно)
Он выделялся в толпе, был каким-то другим,
слыл…
Это произведение я знаю, как ….
Я так ждала этого письма! Получив его, я была на …
Что-то я ужасно проголодался, надо бы …
Темные тучи сгущались, раздался гром,
началсясильный ливень, мы попали под дождь и …
Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как …
Слайд 89
9.Закончите предложения фразеологизмами
Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл…
(белой вороной)
Это произведение я знаю, как ….
(свои пять пальцев)
Я так ждала этого письма! Получив его, я была на …
(седьмом небе от счастья)
Что-то я ужасно проголодался, надо бы …
(заморить червячка)
Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и …
(промокли до нитки)
Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как …
(белка в колесе)
Слайд 90
10.Работа по вариантам.
«С головы до ног».
Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.
1ряд- Голова
2ряд- Глаз
3ряд- Ноги.
Слайд 91
10.Работа по вариантам. «С головы до ног».
Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.
Голова: Человек с головой Морочить голову Вскружить голову Потерять голову Не сносить головы Отвечать головой Как снег на голову Голова идёт кругом Сломя голову.
Слайд 92
10.Работа по вариантам. «С головы до ног».
Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.
Глаз. Мозолить глаза Хлопать глазами Говорить в глаза Пускать пыль в глаза Глазом не моргнуть С глазу на глаз Хоть глаз выколи Открыть глаза Как бельмо в глазу.
Слайд 93
10.Работа по вариантам. «С головы до ног».
Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.
Ноги. Со всех ног Встать на ноги Встать с левой ноги Падать с ног Потерять почву под ногами Сбиться с ног Идти в ногу Путаться под ногами Ног под собой не чуять.
Слайд 94
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 95
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 96
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 97
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 98
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 99
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 100
11. Вспомните фразеологизмы
Слайд 101
12.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (устно)
1.О том кто часто меняет свои решения.
2.О кротком и безобидном человеке.
3.О болтливом человеке.
4.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Слайд 102
12.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (устно)
1.О том кто часто меняет свои решения.
У него семь пятниц на неделе.
2.О кротком и безобидном человеке.
Мухи не обидит.
3.О болтливом человеке.
У него язык без костей.
4.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Между двух огней.
Слайд 103
13.Что я люблю и что не люблю.
Слайд 104
13.Что я люблю и что не люблю.(письменно)
Бить баклуши
Точить лясы
Считать ворон
Витать в облаках
Задирать нос
Жить на широкую ногу
Плясать под чужую дудку
Метать громы и молнии
Доводить до белого каления
Ломать голову
Лезть на рожон
Вставлять палки в колёса
Раздувать из мухи слона
Работать, засучив рукава
Держать язык за зубами
Выводить на чистую воду
Расхлёбывать кашу
Слайд 105
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное,
хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая
это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно
договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у
путаников.
Слайд 106
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное,
хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая
это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно
договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у
путаников.
Каша
Слайд 107
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто
занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда
молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее
прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из
нее сухими.
Слайд 108
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто
занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда
молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее
прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из
нее сухими.
Вода
Слайд 109
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими
хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а
их развешивают чрезмерно доверчивые и
любопытные.
Слайд 110
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими
хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а
их развешивают чрезмерно доверчивые и
любопытные.
Уши
Слайд 111
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного
человека; его советуют искать в поле, когда кто
нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и
слова, кто их не ценит.
Слайд 112
14.Узнайте слово по фразеологизмам.
4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного
человека; его советуют искать в поле, когда кто
нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и
слова, кто их не ценит.
Ветер
Слайд 113
15.Заключение
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками…
Обращайтесь почтительно с
этим могущественным оружием: в руках умелых оно в
состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев
Слайд 114
15.Заключение
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...
Слайд 115
16.Работа с учебником (письменно)
Упражнение №99
Слайд 116
16.Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Что такое фразеология ?
Что называют фразеологизмами ?
Слайд 117
Что такое фразеология?
Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Устойчивые выражения делятся на несколько групп:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ;
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ;
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И
ВЫРАЖЕНИЯ
Слайд 118
Фразеологизмы – это:
устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.
Слайд 119
17.Домашнее задание
1.Упражнение 100
Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами.
Определите каким членом предложения являются фразеологизмы .
Параграф 22
стр.44-46
Слайд 120
Используйте в своей речи
фразеологизмы,
пословицы, поговорки, крылатые выражения
и тогда наша речь станет более яркой, выразительной, живой и образной!
желаем удачи!