Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сложноподчинённые предложения
Повторение по теме
9 класс
Слайд 2
Какой выбрать путь?
Работа над ошибками
Общеучебные умения
Аналитические языковые умения
Практические умения
Слайд 3
Работа над ошибками
А-7
В-1
В-2
В-3
В-4
В-5
Слайд 4
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
1). Эпитет
2). Олицетворение
3). Синтаксический параллелизм
4). Фразеологизмы
Слайд 5
В1. Замените слово ВЕДАЕМ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Слайд 6
В2. Из предложений 1-3 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Слайд 7
В3. Из предложений 11 – 15 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).
Слайд 8
В4. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-ом лице единственного числа настоящего или простого будущего времени не чередуется с –у(ю)/-ю(ю).
Слайд 9
В-5. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
Вот,(1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы.
Несчастливы?! – повторил он удивлённо.
И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая.
Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда? Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!
Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук.
Слайд 10
Общеучебные умения
К каждому заданию А-1 – А-7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа занесите в бланк ответов №1.
Слайд 11
А-1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
После описанного случая рассказчик окончательно решил стать врачом.
Предполагаемый диагноз приезжего не подтвердился.
Приезжий был серьёзно болен, и ему нужна была сложная операция.
Отец не смог вспомнить, кем ему приходиться приехавший родственник.
Слайд 12
А-2. Почему герой-рассказчик не остался на занятия фотокружка (предложение 28)?
Нужно было встретить бабушку, которая в этот день пришла помочь маме по хозяйству.
В этот день занятия фотокружка отменили.
Рассказчик уже знал, что «предполагаемый диагноз» у Игнатия не подтвердился, и хотел первым сообщить это по телефону матери гостя.
Рассказчика, как и всех его родных, волновал результат визита Игнатия в больницу, поэтому он не хотел задерживаться.
Слайд 13
А-3. Как характеризует отца героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 1-12? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчика…
Очень любит своих родственников, и поэтому именно им он оказывает помощь в первую очередь.
Не хотел показаться невоспитанным и поэтому согласился принять гостя.
Готов помочь любому человеку, даже незнакомому.
Испытывает чувство вины за то, что не узнал родственницу, звонившую ночью, и поэтому согласился принять у себя дома её сына.
Слайд 14
А-4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановится» (предложение 6).
Придёт к заключению, остановит свой выбор на чём-либо
Прекратит что-нибудь делать
Временно расположится, поселится по приезде
Перестанет двигаться
Слайд 15
А-5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
(13) Мальчик приехал через три дня. (14) Это был мужчина лет тридцати.
(25)Это исключается! – воскликнула мама. – (26)Я уверена…
(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода.
(49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отчаянным геологом, в другой раз – что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий – что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.
Слайд 16
А-6. Выберите верный ответ на вопрос: «Почему в тексте употреблено только одно имя, почему автор не называет имён других героев рассказа?»
Рассказчик давно хотел познакомиться с Игнатием, именно поэтому значимым для него является только это имя.
Для рассказчика важно сообщить именно это имя, так как все происходящие события связаны с незнакомцем.
Игнатия давно ждали в семье, и, чтобы подчеркнуть значимость его приезда, в тексте упомянуто только имя гостя.
Несмотря на то, что Игнатий был дальним родственником, он часто бывал в этой семье, и его имя было у всех на слуху.
Слайд 17
ответы
А-1 1
А-2 4
А-3 3
А-4 3
А-5 1
А-6 2
Слайд 18
В1. Найдите сложноподчинённое предложение.
Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делении есть только враги.
Правовое государство основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах.
Слайд 19
В2. Прочитайте предложение «Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги» Придаточное предложение в нём стоит… А. Перед главным предложением Б. После главного предложения В. В середине главного предложения
После главного предложения
Слайд 20
В3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчинённым предложением. «Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города»
Когда я вошёл в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
Войдя в комнату, я увидел брата, который приехал из города.
Слайд 21
В4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
Когда я учился в школе, мой брат уже работал на заводе.
Я учился в школе, когда мой брат уже работал на заводе.
Слайд 22
В5. Сделайте синонимическую замену сложносочинённого предложения сложноподчинённым с придаточным уступки. Кулибин не получил специального образования, но он был одарённым механиком.
Пусть Кулибин не получил специального образования, но он был одарённым механиком.
Слайд 23
В6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчинённом предложении. Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и воду пойдут. А. Придаточное сравнения Б. Придаточное условия В. придаточное времени
Придаточное условия
Слайд 24
В7. Найдите среди предложений сложноподчинённое с придаточным места. А. Это и была школа, куда меня направили. Б. Я знал, куда меня направили. В. Я приехал туда, куда меня направили»
Я приехал туда, куда меня направили
Слайд 25
В8. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А. Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения. Б. Чтобы увеличить трение, дорогу посыпают песком, а поверхность шин делают с ребристыми выступами. В. Сжатая пружина, так же как и поднятый над Землёй камень или стальной шарик, притягиваемый магнитом, обладает возможностью совершать работу.
В
Слайд 26
В9. Спишите предложение, расставив знаки препинания. Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на тёплый день озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.
Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на тёплый день, озяб от холода и усталости, и пошёл искать машину.
Слайд 27
В10. Укажите количество грамматических основ в предложении: Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
2
Слайд 28
Практические умения
В11. Ответьте на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.
1) Какое литературное направление называется комедией?
2) Какие эпитеты называются постоянными?
3) Что такое метафора?
Запишите примеры.
Слайд 29
Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. …, что чуть не упал в воду.
Б. …, будто долго жил(а) в Англии.
Допишите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного.
А. Я посмотрел в окно, …, и увидел…
Б. Лишь только появилась первая трава, …
В. Я так долго не получал писем от своего друга, …
Г. Я расскажу о книге, …